Вера Засулич и Pussy Riot
Николай Телепнев

Вера Засулич и Pussy Riot

Я вот тут давеча рассуждал по поводу того, что больше нельзя относиться снисходительно к pussy riot и их друзьям – исчерпали они лимит снисхождения. Как с прошлого века начали черпать, так в нынешнем и завершили. Дальнейшее проявление гуманизма может привести к непоправимым последствиям для нас всех. Включая и тех, в отношении кого его снова требуют применить. Последнее время не дает покоя фамилия одной из подсудимых. Уж больно она созвучна другой, из нашей истории. А история, как мы знаем, временами подкидывает верные аналогии, только мало кто на них обращает внимание. Я имею в виду фамилию Самуцевич. Очень она созвучна фамилии Засулич. Той, которая Вера… Процесс над Засулич тогда, как бы сейчас сказали, всколыхнул общество и разделил его на части. А результат его был весьма трагичным – он выбил еще один краеугольный камень из здания Российской Империи. 31 марта 1878 года судом присяжных началось слушание дела Веры Засулич о покушении на убийство градоначальника Санкт-Петербурга генерала Ф.Ф. Трепова. Уголовное дело Веры Засулич было тесно связано с демонстрацией молодежи 6 декабря 1876 г. у Казанского Собора, где был арестован и осужден студент Боголюбов. По распоряжению генерала Трепова арестант Боголюбов был выпорот розгами в доме предварительного заключения, хотя телесные наказания законом были запрещены. Помните, первую реакцию общественности на выходку Pussy Riot? «Выпороть и отпустить»... «чтоб полы помыли и выпустить»... Нормальная реакция. Засулич никогда не встречалась с Боголюбовым, не знала и не видела его. 24 января 1878 г. она, явившись на прием к Трепову, стреляла в него, ранила в руку, выразив таким образом свой протест. Как писали тогда, общество было в эйфории от провозглашенных реформами 60-х годов свобод и нововведений – знакомо, да? Адвокаты «смелой девушки» прекрасно этим обстоятельством воспользовались, вывернув все наизнанку. Из несложного, в общем-то, дела о покушении со вполне читаемым результатом и приговором, они устроили балаган на всю страну, сыграв на чувствах интеллигенции, студентов и прочих «народников» и разночинцев. «Засулич как человек по своему рождению, воспитанию, образованию, - заявил на суде адвокат П.Александров, - чуждый розги, человек, глубоко чувствующий и понимающий все ее позорное и унизительное значение, человек, который по своему образу мыслей, по своим убеждениям и чувствам не мог без сердечного содрогания видеть и слышать исполнение позорной экзекуции над другими, - этот человек сам должен был все это испытать на собственной коже... С чувством глубокого непримиримого оскорбления за нравственное достоинство человека отнеслась Засулич к известию о позорном наказании Боголюбова...». Ну, ведь знакомые песни? Вера Засулич была оправдана, освобождена из-под стражи, хотя перспективы там рисовались от большого срока до петли, все же генерал Трепов был царской крови – внебрачный сын императора Николая I, соответственно брат императора Александра II. Оправдание Засулич «вся прогрессивная общественность восприняла с чувством глубокого удовлетворения», у студентов, разночинцев и «униженных» из-за черты оседлости появился свой кумир, обществу был дан ясный знак – «можно». Можно стрелять, глумиться, можно даже революции требовать – если что, оправдают. Кумир, правда, потом благоразумно и по-быстрому свалила в Женеву от греха, потому что прокурор Кессель принес кассационный протест в кассационный департамент Правительственного Сената, приговор был обжалован и отменен, дело передали в Новгородский окружной суд. Но поскольку Засулич была за границей, дело без нее рассмотрено не было. Зато основы государства были потрясены так, что потом оно уже не оправилось… Дальше и другие истории были, но эта – весьма характерная. Что мы имеем на сегодня? Да почти то же самое. Трудно себе даже представить, что может произойти, если суд пойдет по пути гуманизма, как тогда, в XIX веке. Отправить подсудимых в колонию – тоже не лучший вариант, было бы странно предполагать, что «общество» тем и успокоится. Но, по крайней мере, государство не подпишет само себе «приглашение на казнь». «Дело Pussy Riot показало, как частные проблемы трех человек, обвиняемых в хулиганстве, могут дать жизнь политическому движению. Частный случай подавления и гонений на осмелившихся взять Слово в авторитарной стране всколыхнул мир: активистов, панков, поп-звезд и членов правительств, комиков и экологов, феминистов и маскулинистов, исламских теологов и христиан, которые молятся за Pussy Riot. Личное истинно стало политическим», - пишет из СИЗО гражданка Толоконникова. И ее слова восторженными «комментами» отражаются в «обсуждалке» на «Эхе Москвы». Процесс, безусловно, стал политическим. Так если он таким стал – приведите его к логическому знаменателю. Пожалеете троих – хуже будет всем, выбор-то нехитрый. Они сами привели себя к суду и сроку. Не надо жалеть Pussy Riot, пожалейте страну. Издание Православие и Мир дало слово адвокату потерпевшей стороны Ларисе Павловой. Много мы слышали или читали о мнении потерпевших, кроме глумливых пересказов из либеральной прессы? Зато адвокаты подсудимых – из каждого утюга… Так вот, отвечая на вопрос о дальнейших перспективах этого дела – в смысле, что же будет дальше, потом, после процесса, она сказала: «Процесс давно превратился в фарс, но не по вине потерпевших. Можно ли предотвратить повторы? В юриспруденции есть понятие «неотвратимость наказания». Оно в зависимости от тяжести содеянного может быть жестким, мягким, но человек должен понимать, что если он преступит закон, понесет наказание. Наказывая преступника, правосудие надеется, что в дальнейшем он не совершит преступлений. Если нет моральных барьеров, то хотя бы из страха перед новым наказанием. Для того и существуют государство, законы, чтобы предотвращать преступления. То есть, вынося обвинительный приговор, суд преследует две цели: защищает нарушенные права потерпевших и надеется предотвратить повторение этих событий. Что будет в нашем деле, сказать трудно. В последнем слове все подсудимые однозначно высказались, что ни о чем не сожалеют, а деятельность группы их устраивает, выражает их цели и задачи, творческие устремления. Алехина сказала, что им очень нравится абсурд, Самуцевич – что она ни о чем не сожалеет, Толоконникова сравнила себя и других с Христом, преданным суду фарисеями. Поэтому я не знаю, остановит ли этих женщин наказание». Этих не остановит. Остановит других. Не совершайте ошибок прошлого.