Как в РККА «СМЕРШ» укронацистов выявлял
Максим Кустов

Как в РККА «СМЕРШ» укронацистов выявлял

Наш человек сошел за своего хохла-полицая

Рассекреченные архивные материалы ФСБ позволяют узнать о том, как «СМЕРШ» — военная контрразведка летом 1944 г. сорвала вооруженный мятеж, который готовили украинские националисты, специально внедрившиеся в Красную армию.

Публикация материалов состоялась в канун 81-й годовщины со дня создания «СМЕРШа». 19 апреля 1943 г. секретным Постановлением СНК СССР № 415—138сс на базе Управления особых отделов (УОО) НКВД СССР были созданы: Главное управление контрразведки «СМЕРШ» Народного комиссариата обороны СССР, Управление контрразведки «Смерш» Народного комиссариата Военно-Морского флота СССР. «Смерш» — сокращение от «Смерть шпионам!».

Рассекреченные материалы помогают представить себе, чем на самом деле занимались военные контрразведчики. Так, во время освобождения Украины от гитлеровских оккупантов и мобилизации местного населения в Красную армию сотрудники «Смерша» выявили многих участников таких националистических формирований, как «Организация украинских националистов» (ОУН) и «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещены в РФ).

Но информацию об этом можно найти не только в архивных материалах, но и в воспоминаниях тех, кто по долгу службы боролся с украинскими националистами. При каких обстоятельствах их только не обнаруживали…

Так, офицер НКВД Нахман Ноахович Душанский (сайт «Я помню») в воспоминаниях привел пример разоблачения затаившихся до поры националистов… в советском санитарном эшелоне: «Чтобы «не растеряли навыки», у нас, весной сорок четвертого некоторых ребят отправляли в качестве оперуполномоченных СМЕРШа сопровождать санитарные эшелоны. В войска уже шел массовый призыв с освобожденных территорий, и стрелковые части были в какой-то степени «засорены» бывшими пособниками оккупантов, проскочившими в армию через полевые военкоматы.

Это «сомнительное» пополнение шло массовым порядком в пехоту, и через месяц - другой непосредственного нахождения на передовой эти люди или погибали в бою, или, ранеными, ехали в санпоездах в тыловые госпитали. И какой только публики в этих санитарных летучках не было. Я не имею в виду самострелов или дезертиров, симулирующих болезни. Там и бывших полицаев, карателей, «власовцев» с лихвой хватало. Кто под своими именами, а кто и по чужим документам и биографиям ехал в тыл «раненым героем-бойцом Красной армии. У нас как-то один из офицеров раскрыл трех бывших украинских карателей в числе эвакуированных раненых солдат».

Троицу проникших в РККА бывших карателей помогла разоблачить их неумеренная разговорчивость: «У них языки больно длинными оказались, стали шепотком хвалиться перед друг другом, кто из них больше евреев расстрелял, да один солдат это услышал. Доложил нашему офицеру, а тот и положил между этой «тройкой» своего человека. Слово за слово, и наш человек сошел за своего хохла-полицая. Пока в глубокий тыл доехали — все доказательства в измене Родине и в убийствах были собраны и документированы. Так выглядит обычная оперативная агентурная работа против военных преступников».

Надо полагать, что разоблаченные полицаи на современной Украине и у русскоязычного либералитета в «героях национально-освободительной борьбы» числятся, «страдальцы» от «сталинизма и тоталитаризма». Печально знаменитое общество «Мемориал» (признано иноагентом) уличали в том, что они нацистских пособников в ряды несчастных мучеников зачисляли.

Увы, но «оперативная агентурная работа против военных преступников» на Украине не была завершена. Амнистия 1955 г., устроенная Никитой Хрущевым позволила им достаточно вольготно себя чувствовать на Западной Украине, а затем и «прорастать» во властные структуры. Чудовищные последствия этого мы только начинаем осознавать…