Как немцы «секретку» бельгийцам везли
Максим Кустов

Как немцы «секретку» бельгийцам везли

Раскрывать военные тайны — традиция германской авиации

Скандал, связанный с обсуждением высокопоставленными немецкими офицерами планов нанесения ударов по Крымскому мосту, все больше набирает обороты. Начальник отдела операций и учений командования ВВС бундесвера Франк Грефе и инспектор BBC бундесвера Инго Герхартц со товарищи оказались в центре внимания политиков и прессы.

Можно посоветовать замешанным в скандале офицерам сослаться в свое оправдание на то, что не они первые в германской авиации агрессивные планы из-за собственного разгильдяйства раскрывают. Был у них «достойный» предшественник.

Вот как об этом вспоминал Вальтер Шелленберг, начальник внешней разведки службы безопасности, широко известный у нас благодаря фильму «Семнадцать мгновений весны»: «Сразу же в начале 1940 года нашей разведке пришлось разгрызть весьма неприятный «орешек»: оперативный план нашего наступления на Западе попал в руки противника! Гитлер бушевал. Свой гнев он направил в особенности против военной разведки, возглавляемой адмиралом Канарисом. Случилось следующее: офицер, имевший приказ передать план выступления одной из комендатур вермахта на Западе, встретился в Мюнстере, проездом к месту назначения, со своим приятелем, майором ВВС, который уговорил его прервать поездку и отметить встречу. Встреча превратилась в веселую пирушку и курьер опоздал на поезд. Чтобы наверстать упущенное время, майор ВВС вызвался доставить своего друга в Кельн на небольшом самолете. Однако погода в эти утренние часы была такой плохой, что из-за недостаточной видимости машина сбилась с курса и в конце концов должна была совершить вынужденную посадку в Бельгии, близ Мехельна».

Майор ВВС и его приятель-разведчик даже не сумели уничтожить секретные документы: «Попытка уничтожить секретные документы окончилась неудачей, так как офицера и летчика сразу же арестовала бельгийская полиция. После этого офицеры попытались еще раз сжечь бумаги в печи полицейского участка, однако, к сожалению, незадолго до этого печь набили углем, так что документы лишь обгорели, но не были уничтожены. Бельгийцы вполне могли разобрать каждое предложение в документах».

В Германии «разбор полетов» проходил на самом высоком уровне: «Гитлер сразу же заподозрил измену и хотел отдать приказ о незамедлительном устранении обоих офицеров. Однако на допросах не удалось получить доказательств преднамеренной государственной измены. Канарису стоило немалых трудов убедить Гитлера в том, что дело здесь в халатности, и ни в чем другом».

После этого Гиммлер поздно ночью вызвал Шелленберга к себе и велел срочно составить проект приказа о соблюдении секретности служащими вермахта и всеми гражданскими ведомствами.

В современной Германии тоже пытаются разбираться в том, что произошло, и выводы сделать. Министр обороны ФРГ Борис Писториус никого в измене не подозревает. Он заявил на пресс-конференции: «Первый вывод: наши коммуникационные системы не были скомпрометированы… Второй: причиной того, что разговор офицеров ВВС было возможно записать, стала индивидуальная ошибка пользователя».

Надо полагать, что в ближайшем будущем оправдываться немецкому министру обороны еще не раз придется. Соединенные Штаты требуют от всех своих европейских вассалов, и Германии в том числе, наращивания усилий по поддержке киевского режима. Вооружать надо необандеровцев, обучать, военными инструкторами и наемниками обеспечивать.

Немецкая политэлита, разумеется, старательно выполнит американские указания, она к этому еще во второй половине минувшего века приучена. Вот только время от времени будет происходить утечка информации, придется оправдания искать. Ссылка на индивидуальную чью-то ошибку, на халатность еще много раз пригодится.