Булочки, которые превратились в ракеты
Артем Ольхин

Булочки, которые превратились в ракеты

Маятник безумия вернулся в Европу

Река времени принесла нас к большому количеству «10-летних» годовщин. 10 лет назад, в ноябре 2013 г., начинался «евромайдан» — предисловие к затяжной войне, которая сейчас находится в активной стадии. И уже совсем скоро 10 лет Русской Весны — реакции на госпереворот в Киеве, потом — первая круглая дата формирования ополчения, боевые операции, котлы и поражения ВСУ летом 2014 г.

Но в начале этого процесса расположено несколько столпов, с которых всё начиналось. Один из них, бесспорно, Виктория Нуланд. Тогда, в декабре 2013 г. она в статусе помощника госсекретаря Госдепа США посещала бурлящий сине-жёлтыми фекалиями майдан, где угощала протестующих хлебом, булочками и печеньками. Спустя десятилетие (почти как у Дюма), Нуланд привезла уже не сдобу, а высокоточные реактивные снаряды GLSDB, позволяющие наносить удары в радиусе 100 км. Потому что беспорядки, затеянные тогда на майдане в Киеве, должны продолжаться и развиваться по экспоненте.

Однако, это не единственная параллель, на которой интересно сосредоточить внимание. Тогда страны Европы тоже приложили немало усилий для раздувания пожара, начиная от повода беспорядков (ведь Януковича свергли потому, что он не подписал «евроассоциацию») и заканчивая тем, что именно представители ЕС давали гарантии при заключении договоров, нарушенных майдановцами на следующий же день. Все эти события сопровождал яркий антураж: горящие покрышки, водомёты, загаженный центр столицы, кровь, грязь и фекалии, как бы намекавшие — смотрите, что всех нас ждёт уже совсем скоро.


И вот теперь этот «туристический постер» переместился в Европу. Несколько дней был заблокирован Париж, горящая резина и сельхозтехника с нечистотами окружили штаб-квартиру Европейского Союза в Брюсселе.

Внешний вид всего происходящего очень сильно напоминает киевские события. Да и «украинский след» налицо. Ведь в этот момент обсуждался вопрос именно предоставления помощи режиму Зеленского, в первую очередь для того, чтобы ВСУ могли продолжать боевые действия.


Интересно, никому из европарламентариев не икнулось в тот день? Не возникло мысли, что сельскохозяйственная инсталляция, сковавшая работу города, будто бы сказочным джинном перенесена из событий 10-летней давности? Что, может быть, существует не только «бумеранг истории», но и «покрышка справедливости», огненным колесом прикатившаяся к месту, откуда начинали тянуться нити хаоса, поразившего восток Европы (ведь теперь в деле уже и Польша, и Венгрия, и страны Балтии)?

Может быть, брюссельские политические мужи далеки от рефлексии и социального визионерства. Но деятели культуры (или как назвать то, что снимают сегодня в Европе) ощущают, что ситуация в мире становится совсем другой.


В 2023 г. на экраны вышел фильм, который в России показывают под именем «Катастрофа». Это апокалиптическая сага совместного производства Франции и Бельгии (!), в оригинале она имеет гораздо более точное имя «Кислота». Сюжет незатейлив, как и во многих десятках других «катастроф»: наступили обстоятельства, при которых почти все умерли. А вот причина куда любопытнее — Европу накрывают ливневые дожди, содержащие очень большую долю разъедающих кислот. По этой причине воду из-под крана (и вообще любую) пить становится нельзя, попадать под такие осадки тоже — умрёшь в муках.

Авторский коллектив фильма как будто бы хочет сказать: нам больше нет места в этом мире. Земля не хочет нас носить и терпеть. Но поскольку этот призыв окрашен в упаднические цвета и упакован в «несерьезную» антиутопическую тару, он, конечно же, не будет услышан в западных центрах принятия решений.

В динамике схождения с ума, повторяя судьбу своей цивилизации, находится и культовый французский режиссёр Люк Бессон. В 90-е он снимал душещипательные боевики о киллере Леоне, которые сейчас воспринимаются как добрая история из детства. В начале 2000-х он включился в обслуживание политической повестки. Помните, как в «Перевозчике» рыжая барышня говорит Стэтхему: «Я не русская. Я из Одессы, это Украина, совсем другая страна». Был у Бессона даже фильм о гибели подлодки «Курск», выпущенный в 2018 г. (спрашивается, тебе-то, дядя, какое дело вообще?).

Но сегодня «социалка» в Европе другая, и поэтому Бессон выпускает «Догмэн», главный герой которого — мистический трансвестит, повелевающий собаками. Это, наверное, и есть та самая кислота, действие которой не хочет замечать Европа.


Все страны мира взаимосвязаны и сообщаются друг с другом, как жизненно важные органы внутри организма. Нельзя было думать, что пожар, который затевали в Киеве, не будет иметь никаких последствий в других странах этого же континента.

Нельзя было надеяться, что можно посеять ветер у границ России, и не пожать потом бурю в Америке — ведь всё и всегда возвращается к истокам.

Как костры в столицах европейских городов, запылавшие вдруг в напоминание о безумии майдана. В этом контексте очень интересно — пройдёт ли 10 лет, прежде чем эмиссары США начнут раздавать европейцам ракеты, чтобы те убивали друг друга? Или на этом историческом витке понадобится меньше времени?