Французам снова не везет на Восточном фронте
Максим Кустов

Французам снова не везет на Восточном фронте

«Мы грязные, небритые и вши заставляют нас страдать»

Посол Франции в России Пьер Леви вызван был в МИД России после выявления уничтожения пункта временной дислокации иностранных боевиков в Харькове.

16 января 2024 г., по сообщению Минобороны РФ, в результате удара российской армии в Харькове было уничтожено здание, в котором дислоцировались иностранные наемники, в основном французы. Уничтожено более 60 боевиков, свыше 20 ранены.

Теперь те, кто этих наемников отправлял умирать, просто обязаны морально поддержать тех французских «солдат удачи», что пока еще остаются в живых, утешить их, ободрить, боевой дух поддержать.

Почему бы не вспомнить о том, например, что на фоне гибели Великой армии Наполеона случившееся в Харькове выглядит весьма скромно. В 1812 г. сотни тысяч французов и их союзников за несколько месяцев погибли. По сравнению с этим уничтожение 60 боевиков — просто мелочь. Как говаривал один известный персонаж шведской детской литературы и советской мультипликации: «Пустяки. Дело-то житейское».

И в 1941 г. французским добровольцам, пожелавшим помочь Гитлеру защищать Европу от восточного варварства тоже досталось.

О том, как героически сражались в рядах ВВС РККА французские летчики эскадрильи (затем полка) «Нормандия — Неман», у нас всем известно. А вот о том, что на другой стороне советско-германского фронта воевали тысячи французов, вспоминать как-то не принято.

Между тем Легион французских добровольцев (ЛФД) создан был уже летом 1941 г. для помощи Германии в войне против СССР. Легионеры с энтузиазмом приносили присягу: «Я клянусь перед Богом беспрекословно подчиняться главе германских и союзных армий, Адольфу Гитлеру, в борьбе против большевизма и готов в любое время, как храбрый солдат, пожертвовать свою жизнь».

Из легионеров был сформирован 638-й пехотный полк (Infanterie Regiment 638), который участвовал в наступлении на Москву.

Вот только боевой славы добыть в этом наступлении французам не довелось. Один из легионеров вспоминал: «Мы ужасно страдаем от холода и недосыпа. Еды все время не хватает; мы все время голодные и хотим пить, парни топят снег для питья. Наши вещмешки с туалетными принадлежностями должны были быть доставлены, но мы никогда их не увидим. Мы грязные, небритые и вши заставляют нас страдать помимо холода».

Манеру французов атаковать немецкий наблюдатель описал так: «Отважная, но абсолютно идиотская атака французских добровольцев, как во времена Фридриха Великого!».

Глава оперативного управления немецкой 7-й пехотной дивизии, которой были французы приданы, подполковник Райхст сделал о них такой отзыв: «Люди доказали свое желание сражаться, но они испытывают острый недостаток в военной подготовке. Унтер- офицеры хороши в общем, но не могут проявить себя, так как их начальники некомпетентны. Офицеры не способны и завербованы лишь согласно политическим критериям».

Он полагал, что французам не хватает «организационного таланта, немецкой тщательности, осознания необходимости содержать оружие и снаряжение в исправности, а также умения заботиться о лошадях».


То есть, воевать их некомпетентные начальники не умели, а солдаты не заботились о своем оружии, снаряжении и лошадях. Потрясающей частью был французский 638-й пехотный полк. И потери у него были соответствующими.

Олег Бэйда, автор исследования «Французский легион на службе Гитлеру. 1941-1944 гг.», пишет, что вступивший в бой в конце ноября французский полк уже 6 декабря пришлось начать выводить из боя. Затем то, что от полка осталось, пришлось отправлять на переформирование, затянувшееся на много месяцев. Надо ли этому удивляться?

Да много можно примеров французских злоключений в боях против русских привести. Есть чем взбодрить нынешних наследничков Легиона французских добровольцев.