Предупреждение Русского святого
Артем Ольхин

Предупреждение Русского святого

Без семьи не будет государства

В западных приключенческих книгах (например, в цикле романов о Тарзане) любили использовать красивое словосочетание «шелуха цивилизованности». Термин более чем говорящий — тонкая сухая кожица, которая при соответствующих условиях безболезненно отпадает.

В России, к сожалению, эту словесную конструкцию сегодня достаточно легко применить уже не к цивилизованности (весьма относительная ценность, кстати), а к основополагающим скрепам. И в первую очередь — к вере в Бога.

Попробуйте сегодня поздороваться с человеком словами «Христос Воскресе!». Скорее всего, вас не поймут. Потому что «выходные по поводу Пасхи мы уже отгуляли». Между тем отдание праздника в церковной традиции происходит только на 39-й день, а уж первая неделя — «Светлая седмица» — считается прямым продолжением торжества воскресения Христа. Но всё это касается только людей, хоть сколько-то погружённых в контекст практического Православия, а таких, прямо скажем, немного.

Скажу сразу — задачей этого материала не является «обличение заблудших». Автор статьи и сам далёк от святости. Поэтому предлагаю ко всему, что будет здесь изложено, подойти со следующей точки зрения: есть определённый жизненный опыт. Он обобщён в Библии и в трудах русских святых. И то, что там написано, работает. Как физические законы из учебника.

А святитель Лука Крымский, статьи которого посвящены вопросам семьи и сохранения морали как основных условий продления жизни общества и государства, жил не так уж давно. Ещё в середине прошлого века он своими глазами видел Великую Отечественную и всё, что происходило с советскими людьми после неё.

Так вот, в своей статье «И будут двое — одна плоть» он обращал внимание читателя на такую аналогию: «Государство сильно, когда оно состоит из крепких, нравственно здоровых семей. Как человеческое тело, состоящее из отдельных клеточек, только тогда живёт полноценной жизнью, когда все клеточки организма функционируют нормально, так и общество, состоящее из множества отдельных семей. Если же часть клеточек будет поражена каким-либо недугом, это неизбежно отразится и на всём организме».

Важно время написания этих строк — впервые эта статья архиепископа Луки была опубликована 13 октября 1947 г. С момента окончания Великой Отечественной не прошло ещё и 3-х лет. Страна находилась в тяжелейшем положении, не успев толком прийти в себя после войны. А между тем проблемы, влияющие негативно на весь социум сразу, уже тогда обозначили себя.


Конечно же, лучше всего эту небольшую работу под названием «О семье и воспитании детей» прочесть полностью — это две небольших статьи, которые отнимут у вас, максимум, час. Согласитесь, иногда соцсети «съедают» гораздо больше.

Но коротко, тезисно, русский священник, который сегодня уже причислен к лику святых, писал следующее.

Брак, семья — являются священной сущностью, «малой Церковью». Мужчина в семье главенствует, а женщина выполняет то, что говорит муж. НО мужчина несёт ответственность за всё происходящее с семьей.

А главное — святитель Лука настаивает на том, что только жизнь в браке предоставляет возможность полноценно раскрыться как мужской, так и женской природе: «В браке мужчина находит великое восполнение своей сущности, сокровищ духа своего из сокровищ души своей жены. Грубость мужского сердца восполняется нежностью и чистотой сердца жены, ибо сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви.

А жена должна помнить, что Бог дал вначале мужчине силы телесные большие, чем ей, силы ума в большинстве случаев далеко превосходящие силы женского ума. При общении с мужем она должна восполнить свой недостаток силы, глубины ума его знаниями, его крепкой волей. Мужчина и женщина должны стать в браке одним телом и одной душой. Из их союза должно родиться нечто высшее, соединив все доброе и великое, что есть в каждом из них. Это ли не обогащение?! Это ли не благодать Божия?! Не в этом ли вся тайна брака, глубочайшее значение брачного союза?».

Семья не терпит «подмены». В ней мужчина обеспечивает соответствующие возможности, а женщина занимается в первую очередь рождением и воспитанием детей. Если происходит как-то иначе, общество начинает болеть: «Все великое, вечное, святое всегда должно ставиться во главу угла. Поэтому необходимо, чтобы в жизни женщины эта важнейшая задача занимала первое место. Женщина ответственна за воспитание детей перед государством и перед обществом. Более того, от этой обязанности она отказаться не может и не смеет, ибо совершит тяжкий грех. Пусть она занимается науками и всеми трудными делами наравне с мужчинами, но при этом никогда не забывает своего основного призвания.

К сожалению, в результате установления полного равенства женщин с мужчинами во всех областях физического и умственного труда, воспитание детей в семье находится в плачевном состоянии. Школа не может заменить гораздо более важного семейного воспитания.

Кто же воспитывает детей в таких семьях, где и отец и мать занимают важные общественные должности, с утра до ночи на работе и не имеют ни времени, ни сил, ни возможности заниматься детьми? В огромном большинстве случаев — никто. Хорошо, когда воспитательницей в доме бывает старая добрая няня. Но далеко не во всякой семье есть благочестивая старушка. А такая семья, в которой некому заниматься воспитанием детей, не составляет единого неразрывного духовного целого, отчего не может быть благополучия ни в обществе, ни в государстве».

Эти, казалось бы, простые утверждения сегодня способны вызвать бурю возмущения с обильным использованием слов «сексизм», «права женщин», «буллинг» и прочее.

Так, вероятно, были уже в XX веке (только с другим сленгом), потому что и святитель Лука делал в тексте оговорку: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены». Это значит, что жена должна быть в любовном, тихом, свободном подчинении мужу. Когда мы говорим о подчинении, тотчас люди гордые, и в особенности гордые женщины воспламеняются негодованием. Они не хотят слышать даже о повиновении в любви, требуют полного равенства между мужем и женой».

Но, как показывает опыт, невозможно ничего доказать людям, которые уже приняли для себя другую точку зрения. Они, ознакомившись бегло и эмоционально с этим текстом, скажут: «Его написал какой-то душнила и православный фанатик, а мы люди продвинутые, живём в XXI веке, нам это мракобесие ни к чему».

И действительно, каждый из нас имеет свободу выбора и осуществляет его в соответствии с принятыми жизненными установками. И простая математика показывает, что чем больше становится «свободного выбора», тем меньше создаётся семей и тем меньше в них рождается детей.

Есть такая норма, как коэффициент рождаемости. Это количество родившихся в стране за один год на 1 000 человек населения. В те годы, когда святитель Лука писал статьи об опасности недостаточно внимательного отношения к семье и браку, этот показатель составлял более 30. В «пятидесятые» — коэффициент снизился до 25. К моменту распада СССР — 16,8. Сегодня, когда в России объявлен «Год семьи», это жуткая цифра — 1,4! Меньше двух детей в одной семье! Или многие тысячи людей, вообще не имеющих семей. Надо полагать, что несчастных людей, потому что можно всё, что угодно рассказывать себе и другим, но человек, который не выполнил своего предназначения, счастливым быть не может.

В последнее время ситуация немного меняется. По крайней мере, стали чаще встречаться лидеры мнений, которые могут «в публичном пространстве» заявить, как ведущая шоу «Откровенно с татаркой» Лилия Абрамова: «Можно сколько угодно рассказывать о самодостаточности и светских львицах, но я помню, что когда в семье был разлад — была откровенно несчастливым человеком».

«Сейчас я жалею, что у меня всего трое детей. Нужно было меньше слушать сказки про успешный успех и средний бизнес», — сказала мне недавно собеседница, коллега по «Мастерской новых медиа». Можно себе представить, сколько мужества ей понадобилось, чтобы сделать этот простой вывод.


Ну, а книга Луки (Войно-Ясенецкого) из таких простых и суровых выводов состоит в значительной части. Он с ветхозаветной прямотой пишет, что общество, которое идёт по пути отказа от семьи, будет пресечено. Что нужно ценить своих супругов и воспитывать детей, или всё это исчезнет. В нашем сегодняшнем случае такое исчезновение может произойти уже совсем быстро (вспомните цифру рождаемости 1,4 — скоро нас просто не будет). Некого будет защищать новейшими системами обороны и ракетами.

Избежать этого можно только одним способом: общество нуждается в смене приоритетов. Нормальная, традиционная семья должна выйти на первый план. Все остальные «цели и задачи» должны служить этой главной.

Или так, или название страны «Россия» потеряет свой смысл.