Хроники утилизации
Анна Пономарева

Хроники утилизации

Киев выманивает последних украинцев

Киев придумал способ вернуть сбежавших за рубеж мужчин. Инициативу озвучил МИД Украины. С завтрашнего дня все консульства и посольства Украины за рубежом прекращают предоставлять любые услуги украинским гражданам призывного возраста, от 18 до 60 лет. Единственное исключение — они смогут оформить документы для возвращения на Украину с перспективой отправки на фронт для дальнейшей утилизации. По информации украинских СМИ, это «временный» запрет, который будет действовать до вступления в силу в мае нового закона об ужесточении мобилизации. Ввели его, поскольку украинцы ринулись в консульства, чтобы успеть поменять документы, так как с мая оформить загранпаспорт и т.п. можно будет только при предъявлении военного билета. Ну, а теперь, естественно, они ничего не успеют, поскольку единственную неделю у них забрали.

Такие методы вряд ли убедят сбежавших граждан вернуться на Украину по собственной воле. Напротив, подобные ограничения только разозлят людей, у которых нет никакого желания отправляться в нацистское гетто, где Зеленский анонсировал план срочно поставить под ружье до 300 тыс. человек. Однако украинские власти рассчитывают на то, что при просроченных документах западные страны смогут с легкостью депортировать беглецов на родину. Судя по всему, договоренность на этот счет с «партнерами» уже имеется. Режиму нужна живая сила ввиду будущих поставок западного вооружения, из-за которых украинские власти подтвердили обещание воевать с Россией до последнего украинца. Американская петля затягивается все туже, кредит почти получен, и отрабатывать его следует уже сейчас. А в поиске пушечного мяса любые средства хороши, особенно на фоне масштабных потерь. Как отметила официальный представитель МИД России Мария Захарова, Зеленский выманивает обратно в страну последних украинцев, чтобы добить их.

Неслучайно в последнее время в Европе и США активизировалась информационная кампания, благодаря которой на Западе тиражируется клише, что воюют в украинской армии одни старики, поэтому стыдно отсиживаться за границей, когда твоя страна находится в опасности. Как пишет норвежское издание NRK, ВСУ постепенно отступают под натиском российских войск, а все потому, что в армии ощущается острая нехватка личного состава, да и средний возраст военнослужащих — основательно за 40 лет.

Ссылаются норвежцы на украинских экспертов, которые жалуются, что молодых бойцов в ВСУ практически нет, добровольцев выбили, остальные ищут любые способы, чтобы сбежать из страны. В результате Минобороны  мобилизует всех, кто остался, а возрастные военные попросту не способны справиться с нагрузками. «Когда постоянно приходится носить бронежилет, дополнительное снаряжение весом до 16 килограммов и оружие, то мы видим, как люди все чаще выбывают из строя», — пишет издание.

Выход, с точки зрения Киева, единственный — отловить тех, кто моложе. Снижение планки призывного возраста до 25 лет, конечно, хорошая мера, признают на Украине, но этого недостаточно. «Нет никакой логики в том, чтобы щадить восемнадцатилетних», — цитирует NRK украинского аналитика Алексея Мельникова.

Щадить никого и не собираются. А что касается содействия в этом вопросе со стороны западных «партнеров», то о нем уже начинают говорить открыто, например, в Германии. Представители немецких властей утверждают, что страна не справляется с потоком украинских беженцев. Издание Die Welt обнародовало заявление президента Немецкой ассоциации округов (DLT) Райнхарда Загера, в котором он сожалеет, что в ФРГ не проводится массовая депортация и напрямую обвиняет в этом канцлера Олафа Шольца.

При этом, по данным Федерального ведомства по делам миграции, число беженцев растет: по состоянию на март в Германии живут около 1,65 млн украинцев (год назад — 1,4 млн). Местные власти не могут справиться с потоком более чем в 300 тыс. человек в год. «Некоторые районы и муниципалитеты охвачены легальной и нелегальной миграцией. Интеграция всех этих людей больше невозможна. Проблемы только увеличиваются», — бьет тревогу Загер, отмечая, что муниципалитетам не хватает жилья, персонала, волонтеров, а также денег на проживание, уход и языковые курсы.

В одном только Баден-Вюртемберге (федеральная земля на юго-западе Германии) обитает вдвое больше украинских беженцев, чем во всей Франции. Трудиться они не особо хотят, получая социальные пособия и бесплатное жилье (в Германии только 25,2% беженцев из Украины устроились на работу). Так что, признает чиновник, несмотря на солидарность с украинцами, районы больше не собираются принимать беженцев. В подобной ситуации альтернативным вариантом станет «жилье на безопасной западной Украине» и, по мнению немцев, больше усердия в этом вопросе могла бы проявить Польша.

Призыв немецких муниципалитетов сократить число украинских беженцев — далеко не единственный в Германии. О необходимости ускорить процесс депортации не желающих работать заявляет и сопредседатель Социал-демократической партии, которая входит в правящую коалицию, Ларс Клингбайль. И, как пишут немецкие аналитики, уже этим летом украинцы столкнутся с большими проблемами. Поначалу их будут выдавливать из страны, лишая приемлемых для жизни условий. Беженцам уже начали выдавать вместо наличных банковские карточки, которые в любой момент можно заблокировать. А там благодаря решению украинского МИД появятся товарищи с просроченными документами, которых сразу можно отправлять домой как нарушителей закона.