Третий сталинский удар и «генерал Грязь»
Максим Кустов

Третий сталинский удар и «генерал Грязь»

Весной 44-го распутица РККА не помешала наступать

Когда битые немецкие генералы объясняли причины своих поражений в войне против СССР, они обычно ссылались на природные трудности. Например, на «генерала Грязь».Дескать, увязли наступающие на Москву немецкие солдаты в грязи, а то бы еще осенью 1941 г. советскую столицу взяли … Повторяют эту байку про непобедимого «генерала Грязь» и по сей день обличители Красной армии. При этом как-то забывая о том, что наступающие советские войска распутица не останавливала, они могли победоносно наступать.

80 лет назад советские войска проводили операции, которые вошли в историю как «Третий сталинский удар»: Одесскую (26 марта – 14 апреля 1944 г.) и Крымскую — освобождение Севастополя (8 апреля – 12 мая 1944 г.). Проходили они как раз во время весенней распутицы.

Владимир Рудный, военный журналист, описал в мемуарах, как наступали на Одессу, «еле вытаскивая сапоги из грязи»: «Легковые машины не проходят. Пехота тащит на себе пушки, вязнущие в топи, впрягается в артиллерию и минометы. Солдаты ворчат, ругаются, но технику не бросают, а когда заговоришь об этом, всегда находится мудрец, острый на язык: лучше, мол, помоги, чем расспрашивать. «Хлеб не тяжесть, он сам себя несет», — сказал мне пожилой солдат после того, как мы, корреспонденты, сообща подтолкнули застрявший в грязи грузовик и полковую пушку».

Но освобождению Одессы ни «генерал Грязь», ни немецкие и румынские генералы помешать не смогли.

Не только «Третий сталинский удар», все наступательные операции 1944 г. проходили в условиях распутицы.

Военкор Константин Симонов писал о виденном тогда: «Представьте себе, что если, ползя по такому шоссе на вездеходе, осатанев от вылезания, толкания машины, подкладывания под буксующие колеса бревен, соломы, чего попало, вы вдруг бы захотели, плюнув на попытку проехать по такой дороге, выбраться на целину и двинуться по нолю, то вас остановило бы от этого неосторожного намерения следующее зрелище: в пятнадцати метрах от дороги прямо из грязи торчит башня танка, не танк, а именно башня, потому что при ближайшем рассмотрении вы выясняете, что танк цел и не поврежден, он просто затонул в грязи».

Вот только для наступающей Красной армии это не стало непреодолимым препятствием. Непроходимая грязь в заметной степени увеличивала ее трофеи. Симонов вспоминал: «Последнее, как это ни странно звучит, отрадное для глаз обстоятельство, связанное с отвратительным состоянием дорог: все они загромождены следами немецкого отступления. Мое воображение уже давно трудно удивить подобными вещами, и все-таки, попав сюда, я день за днем поражаюсь количеству брошенных немцами машин всех марок и систем — и боевых, и транспортных. Тут и пресловутые «тигры», и «пантеры», и сожженные и целые, и танки более старых типов, и самоходные пушки, и огромные бронетранспортеры, и маленькие транспортеры с одним ведущим колесом, похожие на мотоциклы, и огромные тупоносые, краденные во Франции грузовики «рено», и бесконечные «мерседесы», и «опели», штабные машины, рации, походные кухни, зенитные установки, дезинфекционные камеры… Разбитое, сожженное и просто-напросто брошенное, застряло в грязи этих дорог».

То есть в условиях распутицы отступающая немецкая сторона вынуждена была в значительных количествах бросать технику, зачастую вполне исправную. Даже танки так бросали. Вот как-то не помешал «генерал Грязь» Красной армии наступать весной 1944 г., даже увеличил количество немецкой техники, ставшей ее добычей.