Агрессивный спрут уже у границ России
Мария Рузанова

Агрессивный спрут уже у границ России

НАТО исполнилось 75 – устоит или развалится?

4 апреля 1949 г. в столице США между 12 западными странами был подписан договор, давший начало НАТО. Официальным поводом создания альянса стало объединение усилий для коллективной обороны и «защиты Европы от возможной советской угрозы». Государствами-членами, вступившими в этот антисоветский «кулак» стали: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

4 апреля 2024 г. министры иностранных дел стран-членов альянса собрались в штаб-квартире НАТО, чтобы отметить 75-летие подписания основополагающего документа Североатлантического союза — Североатлантического договора. Генсек альянса Йенс Столтенберг назвал его «самым сильным, самым стойким и самым успешным» военно-политическим блоком в истории. «С 1949 года Североатлантический союз обеспечивает мир, демократию и процветание для своих теперь уже 32 членов с населением в один миллиард человек, по обе стороны Атлантики», — написано на официальной интернет-странице альянса.

В Российской Федерации Североатлантический альянс видят в несколько ином свете, чем Столтенберг, называя его «самым агрессивным военным союзом современности». Уже и Советского Союза 30 с лишним лет как нет, а НАТО все растет и растет как раковая опухоль, распространяя метастазы и не планируя останавливаться.


Вот, что думает по поводу расширения НАТО Джек Метлок — американский отставной дипломат, бывший посол США в СССР с 1987-1991 гг.: «В некотором смысле, многое из того, что мы слышим об этом [расширении], совершенно ошибочно. Нам говорят, что, поскольку у нас появляются новые члены НАТО … — это укрепляет мощь Америки. Я думаю, что это прямо противоположно истине. Всякий раз, когда одна страна обеспечивает безопасность другой, она берет на себя ответственность, а не прирастает силой. А то, что это [прирастание] произошло во время конфронтации вокруг Украины, я считаю, как минимум опасным, а на самом деле — не отвечающим интересам ни одной из стран».

Заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, профессор МГИМО (У) МИД России Дмитрий Данилов отмечает, что, хотя на официальном уровне руководство НАТО и демонстрирует оптимизм, фактически у альянса много вопросов, требующих решения. Более того, альянс дезориентирован и находится в состоянии неопределенности, вызванной затяжным обострением конфликта на Украине и несбывшимися расчетами на стратегическое поражение России.

«В Брюсселе, конечно, утверждают, что альянс никогда не был таким сильным, как сейчас, и что Украина как никогда близка к НАТО. Но за этими словами, на самом деле, ничего не кроется. Альянс находится на распутье и непонятно, как проводить юбилейный саммит в Вашингтоне. Решения, принятые на Вильнюсском саммите в 2023 году, не реализуются. Непонятно, каким образом оформлять недавно принятую новую стратегическую концепцию блока. В конце концов, непонятно, что будет с Украиной. Факты говорят сами за себя: чем дальше отодвигается линия фронта, тем дальше от альянса находится Киев», — подчеркнул Д. Данилов.

Большую неразбериху в НАТО вносят и выборы в США, на фоне которых Вашингтон пытается переложить основное бремя помощи Украине на Европу и НАТО. Альянс пытается понять свои действия на вполне реальный случай победы в президентских выборах Дональда Трампа, который, как известно, грозит вовсе выйти из НАТО.

Очень интересно отметить, что, хотя США и стремятся передать «головную боль» военного обеспечения Украины в «руки» НАТО, от своего лидерства в принятии решений они не планируют отказываться и нарушения натовской субординации не терпят.

На заседании министров иностранных дел стран-членов НАТО, приуроченном к 75-летию альянса, обсуждалось два основных вопроса — поддержка Украины и кандидатура нового генсека.

Члены НАТО обсудили возможность взять на себя обязательства оказывать Киеву долгосрочную военную поддержку. Для этих целей предполагается создать фонд взносов объемом $100 млрд на пять лет.

Кроме того, НАТО предложил взять на себя роль координатора поставок вооружений Украине и обучения ее военных. На сегодняшний день этими вопросами руководит США, но по задумке европейских дипломатов, участвовавших в заседании, перераспределение ролей сделало бы контактную группу менее зависимой от итогов выборов в США.

Однако идея, которая должна была быть согласована с Вашингтоном, похоже, не прошла одобрения, прежде чем её представили публике. В Белом доме не одобрили такие «вольности». Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби на вопрос журналиста о готовности США уступить НАТО лидерство в контактной группе, назвал эти разговоры «предварительными» и «гипотетическими». Он напомнил, что идею создания этого механизма выдвинул министр обороны США Ллойд Остин, а президент США Джо Байден поддержал её и лично способствовал тому, чтобы к группе присоединились почти 50 стран. «Это больше, чем НАТО. Это пятьдесят с лишним стран по всему миру. И их объединило американское лидерство», — подчеркнул Джон Кирби и сослался на то, что Джо Байден «считает лидерскую роль США важной» и «уверен, что США смогут продолжать демонстрировать ее».


Итак, НАТО был создан, чтобы защитить Европу от СССР. После распада Советского Союза альянс «переквалифицировался» в «свергателей режимов» и «распространителей демократии». Потом НАТО недолго боролся с терроризмом, лидеров которого сам и породил, а с возвращением Крыма в родную гавань в 2014 г. альянс вернулся к своим «заводским настройкам» — к борьбе с Россией.

В преддверии встреч министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе, выступая перед прессой, Йенс Столтенберг выдал следующий шедевр: «Нам необходимо сделать ее [Украину] более надежной, и поэтому сейчас мы обсуждаем пути институционализации большей поддержки в рамках НАТО, чтобы сделать ее более предсказуемой и более надежной, потому что мы твердо верим — поддержка Украины должна в меньшей степени зависеть от краткосрочных добровольных предложений и в большей степени от долгосрочных обязательств НАТО. Поступая таким образом, мы дадим Украине то, в чем она нуждается. И это долгосрочная, предсказуемая и надежная поддержка. Это также послужит сигналом Москве о том, что они не могут нас переждать [прим. – видимо, имеется в виду дождаться, пока Украина и/или НАТО/Европа развалятся].

Реальность такова — если вы хотите, чтобы эта война закончилась, то чем скорее мы сможем убедить Москву в том, что они не победят на поле боя, что они не смогут нас переждать — тем скорее мы сможем достичь мирного соглашения, при котором Россия поймет, что они не смогут выиграть войну. Но у них есть шанс сесть за стол переговоров и заключить соглашение, в котором Украина одержит победу как суверенное, независимое государство. Таким образом, усиление роли НАТО в координации и оказании поддержки — это способ положить конец этой войне таким образом, чтобы Украина победила».

Такую «жемчужину мысли» комментировать — только портить. Теперь перед НАТО стоит благородная цель — убедить нас в том, что мы не победим на поле боя. Несомненно, сила убеждения — великая вещь, но есть ли она у НАТО? Может Анатолия Кашпировского ангажируют? Он еще жив.