Освобождение Европы и вредные последствия
Максим Кустов

Освобождение Европы и вредные последствия

Наши солдаты вступили на территорию сифилитиков

Вместе с тем Советское правительство заявило, что оно не преследует цели приобретения какой-либо части румынской территории или изменения существующего общественного строя Румынии и что вступление советских войск в пределы Румынии диктуется исключительно военной необходимостью и продолжающимся сопротивлением войск противника.

26 марта 1944 г. войска маршала Ивана Степановича Конева вышли на реку Прут — государственную границу СССР с Румынией. В ходе наступления советским войскам удалось захватить часть территории Румынии, пока еще сохраняющей верность германскому союзнику. Началось освобождение Европы от фашизма. Но, как вскоре выяснилось, при этом обнаружилась одна чрезвычайно неприятная проблема.

Уже 11 июля 1944 г. заместитель народного комиссара обороны СССР, Маршал Советского Союза Василевский в приказе «О введении обязательных ежемесячных медицинских осмотров всего личного состава Красной Армии» констатировал: «На вражеской территории (Румыния), занимаемой ныне Красной Армией, весьма развита проституция как одиночная, так и в публичных домах. Все это создает угрозу развития в Красной Армии венерических болезней и распространения их среди гражданского населения страны».

Маршал Василевский приказал для борьбы с обнаруженным нехорошим явлением ввести обязательные ежемесячные медицинские осмотры всего личного состава и целый ряд других профилактических мероприятий.

Это насколько же серьезной была проблема, если соответствующий приказ отдал не, например, кто-то из генералов медицинской службы, а сам маршал Василевский? Александр Михайлович в то время был не только заместителем народного комиссара обороны. Он возглавлял Генеральный штаб РККА. И вынужден был такими вопросами заниматься…

Ярче всего, пожалуй, то, что творилось в Румынии описал Борис Абрамович Слуцкий, поэт-фронтовик: «Именно в Румынии наш солдат более всего ощущал свою возвышенность над Европой… Мы впервые встретились с борделями… Первые восторги наших перед фактом существования свободной любви быстро проходят. Сказывается не только страх перед заражением и дороговизна, но и презрение к самой возможности купить человека… Многие гордились былями типа: румынский муж жалуется в комендатуру, что наш офицер не уплатил его жене договоренные полторы тысячи лей. У всех было отчетливое сознание: «У нас это невозможно».

Медицинские результаты этого были вполне соответствующими: «Наверное, наши солдаты будут вспоминать Румынию как страну сифилитиков. На многих вывесках румынских врачей скромное «внутренние болезни», «первый хирург городской больницы» подбираются впечатляющими литерами «сифилис». От сифилиса лечат чуть ли не все врачи — и стоматологи, и окулисты. Сифилис давно перешел из разряда моральных несчастий в категорию финансовых неудач. Вылечить его — недорого. Оттого больных много, и в городе чувствуется прялый, сладковатый запах болезни».Распространен, разумеется, был не только сифилис. Слуцкий писал о короле Михае Первом: «Со всех витрин на нас презрительно поглядывал 24-летний королек всей Румынии. Унаследовав…последствия гонореи от матери, этот родственник всех европейских монархов был очень красив».

На этаком фоне беспокойство маршала Василевского о здоровье войск в стране «королька» Михая выглядит вполне объяснимым…