Америка играет в бейсбол, Россия — в шахматы
Мария Рузанова

Америка играет в бейсбол, Россия — в шахматы

Не ошибка, а американская политическая стратегия

Карин Кнайсль, бывший министр иностранных дел Австрии, а ныне преподаватель в Петербургском университете, вспомнила как-то в интервью Первому каналу свой спор с одним американским профессором по поводу действий США на Ближнем Востоке: «Я удивилась их совершенно нелогичной тактике. Я подошла к профессору и сказала: “Не понимаю, почему вы так действуете?”. Профессор заметил: “Вы знаете, в США не играют в шахматы. Мы играем в бейсбол — бей и беги. А в России умеют играть в шахматы на всех уровнях и на политическом тоже”».

С американским профессором сложно не согласиться. США всегда «сматывают удочки», когда становится ясно, что «ловить» им в спровоцированных ими же конфликтах больше нечего.

В 60-70-е гг. прошлого века в Южный Вьетнам, так же как в нынешнюю Украину, Вашингтон и его сателлиты активно вливали финансовую и военную помощь. В задачу республики входило не допустить, чтобы вьетнамские патриоты и коммунисты, ориентированные на Советский Союз, объединили весь Вьетнам и распространили свое влияние на соседние страны Юго-Восточной Азии.


Когда в 1975 г. перед взятием Сайгона северовьетнамскими войсками американцы бежали из Вьетнама, проамериканский президент Южного Вьетнама Нгуен Ван Тхьеу в своей прощальной речи обвинил хозяев в предательстве: «Америка не сдержала своего слова и не выполнила своего обещания сражаться за свободу. Вас, американцев, было 500 тысяч во Вьетнаме. Вас не победили, но вы бежали с поля боя ….А теперь мы вынуждены выпрашивать помощь, как рыбу на рынке…».

В 1978 г. в Афганистане произошла Саурская революция, приведшая к образованию Демократической Республики Афганистан. Новая власть стремилась к строительству социализма, но в оппозицию к социалистам стали радикальные исламисты-моджахеды, объявившие им священную войну. Когда ситуация стала выходить из-под контроля, действующая власть Афганистана попросила помощи у СССР.

В знаменитом интервью Збигнева Бжезинского французскому еженедельному журналу Le Nouvel Observateur (1998 г.) было совершенно ясно изложено, кто и как начал афганскую войну. Бжезинский подтвердил слова бывшего директора ЦРУ Роберта Гейтса, изложенные в его мемуарах, что американские спецслужбы начали помогать моджахедам в Афганистане за 6 месяцев до ввода туда советских войск. «Согласно официальной версии, ЦРУ начало поддержку моджахедов в 1980 году, то есть после вступления Советской Армии в Афганистан 24 декабря 1979 года. Но в действительности (это держалось в секрете до сегодняшнего дня) всё обстояло иначе: на самом деле первую директиву об оказании тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле президент Картер подписал 3 июля 1979 года. И в тот же день я написал ему докладную записку, в которой объяснял, что, по моему мнению, эта помощь повлечёт военное вмешательство Советов», - откровенно рассказал репортеру Бжезинский. Он сообщил также, что та секретная операция была блестящей идеей, которая заманила русских в афганский капкан и «обеспечила СССР его собственную Вьетнамскую войну».

Москве, по словам Бжезинского, пришлось вести на протяжении почти десяти лет невыносимую для неё войну, которая поспособствовала деморализации и, в конечном итоге, привела к распаду Советской империи.

На вопрос журналиста, не сожалеет ли Бжезинский, что США содействовали исламскому фундаментализму, вооружали и консультировали будущих террористов, американский политолог, автор книги «Великая шахматная доска» ответил: «Что более важно для мировой истории? Талибан или падение Советской империи? Несколько возбуждённых исламистов или освобождение Центральной Европы и конец холодной войны?».

Потом случился теракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, и американцы вторглись в Афганистан, чтобы бороться с «международным терроризмом». США 20 с лишним лет пытались «загнать в бутылку» вызванное ими самими зло, но не справились и, по установившейся у них традиции, сбежали, снова предав своих «верных друзей». Все помнят кадры висевших на шасси взлетающего американского самолета афганцев, которых не взяли на борт.


Бывший президент Афганистана Хамид Карзай, который находился во главе афганского государства с 2004 по 2014 гг., сказал по поводу бегства США: «Вместо победы над терроризмом произошло полное фиаско — террористическая обстановка в стране только ухудшилась. Я считаю это провалом. Это неудовлетворительный итог. Ведь они приходили под лозунгом борьбы с терроризмом, ставя перед собой такие задачи, но, в конечном счёте, их так и не решили. За целые 20 лет! Для США просто настало время уйти. Цели не достигнуты, задачи не решены».

Можно, конечно, было бы предположить, что предательское бегство США из Вьетнама и Афганистана — позорные ошибки. Однако не то же ли самое произойдет с Украиной?

Разворошить, использовать и бросить — это, похоже, не ошибка. Это американская политическая стратегия.

В конце декабря ушедшего года латвийский отставной генерал Раймондс Граубе предположил, что президент РФ Владимир Путин играет с Западом в покер, в то время как Запад играет с ним в шахматы, и, благодаря этому, выигрывает. Он припомнил метафору оксфордского профессора Джульена Линдли-Френча, который сравнивал работу западной дипломатии и менталитета с шахматной партией. «Там есть черные и белые фигурки, 64 клеточки. И стратегия, и действия, включая жертвы, происходят в рамках этих правил. Однако Путин, сидя за шахматным столом, играет в покер. Ты с ним по-прежнему играешь в шахматы, думаешь в этих категориях. Ты воспитан и знаешь, как развивались принципы демократии Запада, и пытаешься обставить его в рамках этой игры. Но он блефует, прячет фигуры — играет в покер», - пояснил отставной генерал.

Во что бы ни играл главнокомандующий РФ с коллективным Западом: в шахматы, шашки, покер или в «подкидного дурака» — он делает это лучше них и, к тому же, своих не бросает. Но Западу следовало бы помнить и о том, что Владимир Путин — мастер спорта по самбо и дзюдо, заслуженный тренер, обладатель высших данов в различных восточных единоборствах, увлеченный хоккеист. А главное президент России прекрасно применяет в политике главный принцип айкидо — использовать силу противника против него самого, т.е. останавливать нападение противника, используя его же агрессию, оставаясь расслабленным, спокойным и безмятежным. Шах и мат, господа!