Западу всё сложнее финансировать Киев
Василий Иваненко

Западу всё сложнее финансировать Киев

Судьба Зеленского зависит от слишком многих обстоятельств

Премьер Венгрии, один из главных евроскептиков в ЕС Виктор Орбан на полгода может стать и.о. главы Евросовета — в случае, если лидеры стран Евросоюза не успеют выбрать преемника Шарля Мишеля. По этому поводу в Брюсселе и Киеве уже возникла легкая паника. Как считает политолог Николай Стариков, это наглядно демонстрирует хрупкость нынешнего положения Зеленского. 

По данным европейских СМИ, страны ЕС хотят избежать председательства премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в Евросовете в случае ухода нынешнего главы Шарля Мишеля. Политик намерен досрочно уйти с поста, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на выборах в Европарламент в июле. Если Мишель одержит победу, то лидеры стран ЕС должны будут быстро договориться о его преемнике. Иначе Орбан, как глава правительства Венгрии, которая с июля станет страной-председателем Евросовета, на полгода может стать и.о. главы этой структуры.

Выборы в Европарламент состоятся 6–9 июня во всех 27 странах ЕС. Евролидеры планируют встретиться 17 июня и 27–28 июня, чтобы согласовать кандидатуру преемника Мишеля. Он возглавляет Евросовет с 2019 года, и на этот пост назначают на 2,5 года с возможностью продления полномочий на тот же срок. Евросовет — высший политический орган Евросоюза, он состоит из глав государств и правительств стран-членов ЕС. Он определяет ключевые направления развития ЕС, а его решения имеют характер политической директивы и юридически обязательную силу.  

Виктор Орбан — известный евроскептик, критиковавший подходы других лидеров Евросоюза к интеграции. Противоречия между Венгрией и другими странами ЕС за время правления Орбана возникали неоднократно. В 2018-м евродепутат Джудит Саргентини даже представила доклад Совету ЕС, где говорилось о риске нарушения Будапештом «основополагающих ценностей Евросоюза». Речь шла о давлении властей Венгрии на НКО, ученых и СМИ, а также об ущемлении прав меньшинств и мигрантов.  

После февраля 2022-го напряженность между лидерами ЕС и Орбаном многократно выросла из-за вопроса о поддержке Украины. 15 декабря 2023-го по итогам Совета ЕС 26 европейских лидеров одобрили начало переговоров с Украиной о вступлении в союз. Орбан еще до заседания говорил, что намерен помешать лидерам «совершить ужасную ошибку», так как Украина находится в неподходящем для вступления в ЕС состоянии. В итоге он не участвовал в голосовании, так как в этот момент покинул помещение. После голосования Орбан заявил, что решение начать переговоры с Киевом было «бессмысленным и иррациональным». Он оценил стоимость приема Украины в ЕС в 150–190 млрд евро, указав, что эти деньги недополучат страны-члены союза.

Как считает российский политолог Николай Стариков, дальнейшее финансирование ВСУ зависит от все большего числа случайных обстоятельств.

«Вся эта ситуация показывает нам хрупкость и слабость того положения, в котором находится киевский режим. Представьте, что вам нужно планировать дальнейшее ведение боевых действий против сильнейшей армии мира, коей сейчас является армия России. А поставки всего необходимого для этого зависят от… итогов избирательной кампании в другом государстве. О каком серьезном планировании здесь вообще можно говорить?» — задается вопросом эксперт.

Это показывает также всю сложность будущих действий для политиков США, которые вовсе не собираются бросать Украину, как инструмент своей стратегии в Восточной Европе, считает он.

«Чтобы этот инструмент и дальше функционировал, им нужно постоянно придумывать все более хитроумные схемы. Когда началась военная спецоперация РФ на Украине, США и Евросоюз огромными траншами отправляли деньги как бы в адрес Украины и на эти же деньги закупали вооружения для ВСУ. Теперь, когда налаженный механизм финансирования Киева застопорился и в Вашингтоне, и в Брюсселе, деньги вынуждены давать из своего кармана Япония, Германия, даже бедная Эстония намерена перечислять 0,25% от своего ВВП в адрес Киева. А Южная Корея вынуждена через третьи руки передавать Киеву боеприпасы и вооружения. То есть, финансирование Украины идет по принципу «с бору по сосенке». Это неудобно, сложно, и в любой момент может прекратиться из-за сотни неблагоприятных обстоятельств — каких-то процедур, ситуаций или даже воли отдельных политиков. Именно это показывает и ситуация с Шарлем Мишелем, и его переходом из исполнительных структур Евросоюза в законодательные», — говорит аналитик.

Стариков добавил — в случае, если Виктор Орбан все-таки возглавит Евросовет, планы выделения Киеву 50 млрд евро от Евросоюза будут похоронены, как минимум, на полгода.  

«Эти планы финансирования могут рухнуть и по многим другим причинам, это очевидно всем. Поэтому евробюрократы наверняка приложат массу усилий, чтобы не допустить Орбана на пост главы Евросовета. Но в этом случае им придется сильно постараться, так как это прямо нарушает процедуры самого ЕС. В любом случае положение с финансированием Киева становится все более и более шатким. Оно зависит теперь не только от американских выборов, но и от выборов в Евросоюзе», — указал Стариков.

При этом аналитик призвал не рассматривать потенциальное назначение Орбана как его «карьерный рост» внутри ЕС.

«Никакой политической карьеры в Европе, кроме как в собственной стране, у него нет и быть не может. Что же касается возможных бонусов от этого для России, то их нам могут преподнести только наша армия и наше политическое руководство, больше нам в этом плане рассчитывать не на кого. Потому что главными союзниками России остаются только ее армия и флот, это непреложная истина», — заключил Николай Стариков.