На защите веры и державы
Алексей Сокольский

На защите веры и державы

31 октября Церковь Русская празднует обретение мощей прп. Иосифа Волоцкого

Удивительно, но до сих пор либеральная интеллигенция не может терпеть преподобного Иосифа. И такая традиция нетерпимости тянется еще с дореволюционных времен. Почему же так происходит?

Из истории мы знаем, что игумен Иосиф остановил распространение на Руси «ереси жидовствующих». А в Средневековье как раз ереси использовались для расшатывания государственного строя, то есть в качестве основного оружия тогдашних аналогов «цветных революций».

Новгород Великий связывали с Западом отношения торговые и культурные. Именно здесь и возникла «ересь жидовствующих» или «новгородско-московская ересь». Она явно не была народной. А истоки ее находились в Польше.

«Ересь жидовствующих» сразу же поглотила часть церковной интеллигенции Новгорода, и еретики устремились в государственные структуры России. В число еретиков вошли люди, наделенные значительными властными полномочиями: дьяк Феодор Курицын (внешняя политика), поп Дионисий и митрополит Зосима. Уютное гнездышко еретики свили и в окружении возможного наследника престола, внука великого князя (от старшего сына Ивана) – Димитрия и матери его Елены. Еретики нашли поддержку и у московской аристократии из числа бывших самостоятельных князей и бояр.

По делу «новгородско-московской ереси» исторических документов сохранилось достаточно много. Она была антитринитарной (т. е. отвергала учение о Пресвятой Троице); Иисус Христос почитался не Богом, но пророком; причастие за таинство не признавалось; отрицались иконы как идолы; монашество объявлялось ненужным; Священное Предание высмеивалось.

«Жидовствующие» выступали с критикой откровенно и нагло. Православное духовенство обвинялось в сребролюбии, осуждались выезды епископов на тройках, а монахам инкриминировалось безделье и желание жить за счет верующих. Сами же еретики себе в удовольствиях не отказывали: Дионисий, например, любил нализаться винца (в подпитии же он доходил до откровенного богохульства), а его сотоварищи в пост кушали мясо и «баловались» половыми извращениями. Иконы и крест еретики легко могли зашвырнуть в отхожее место или попросту спать на них.

Современным либералам есть в чем сочувствовать еретикам. Рыбак рыбака видит издалека, даже через пелену столетий.

Главную роль в падении еретиков сыграл преподобный Иосиф Волоцкий. Ему принадлежит великий православный труд «Просветитель», обличающий еретиков и наставляющий верных. Но о нем нельзя рассуждать без упоминания преподобного Нила Сорского, ведь постоянно со страниц учебников и монографий льются потоком рассказы о противостоянии «иосифлян» и «нестяжателей», о духовном противоборстве двух направлений в Русской Православной Церкви, противоборстве, которого на самом деле не было. А ведь святой Нил Сорский высоко ценил книгу Иосифа Волоцкого и лично переписывал ее.

Монашеский путь преподобных был сперва чрезвычайно схож. Оба они очень рано прославились любочестием и тягой к книжности. Оба хотели улучшения состояния церковных дел на Руси. Но далее их дороги несколько разошлись.

Иосиф в поисках подлинной монастырского бытия отправляется странствовать по Руси, чтобы подобрать образцы, найти лучшее для обустройства новой обители. Нил же, отправляется за границу. Точно не известно, где странствовал прп. Нил. Вероятнее всего он посетил Афон, возможно монастыри на Синае. Но по возвращении домой он в качестве наилучшего варианта монашеского жития избирает скит. Преподобный Иосиф же склонился к организации общежительского монастыря (киновии). В киновии все должно было стать общим, никакого отдельного имущества монахам держать не разрешалось.

Преподобные и обустроили свои обители в соответствии с избранными правилами.

Нил Сорский требовал от последователей, прежде всего, служения Богу и заботы о спасении личной души. Иноки должны были стать примерами мирянам в христианской жизни. Достойные и важные требования!

Прп. Иосиф Волоцкий сосредоточил внимание, если рассуждать в терминологии XXI века, на социальном служении монастыря. Монастырь при нем становится центром распространения образования, опеки неимущих, помощи детям и местом передовой для тех времен хозяйственной деятельности. Двух своих иноков Нила и Дионисия, склонных более к молитвенному подвигу, старец Иосиф отправил на послушание к прп. Нилу Сорскому.

Когда же «новгородско-московская ересь» начала набирать силу Иосиф Волоцкий и Нил Сорский выступили совместно. Только Иосиф потребовал жесточайшего преследования еретиков, а Нил посоветовал власти решать вопросы борьбы с ересью в «духе любви».

На Соборе 1491 г. к еретикам отнеслись милостиво. Митрополита-еретика Зосиму же отстранили от кафедры только в 1494 г. за пьянство, обжорство и блуд.

Еретики милость государства и Церкви расценили как слабость, а потому свою деятельность не прекратили.

Окончательное решение о ликвидации ереси принял Собор 1503-1504 гг. К наиболее известным еретикам была применена смертная казнь.

На Соборе 1503 года Нил Сорский неожиданно выдвинул предложение об отказе от монастырского землевладения. Преподобный Нил знал важнейший тезис еретиков, порицавших монастыри за обладание значительными земельными угодьями и крестьянами. Скитский быт и самостоятельное «рукоделие» монахов ничего подобного не требовали. Речь Нила встретила одобрение княжеского двора. Власти были необходимы земли для раздачи своим сторонникам.

Иосиф Волоцкий резко выступил против Нила Сорского. Иосиф отлично понимал, что потеря земель неизбежно приведет Церковь к уходу из сфер благотворительности, просвещения, а на всем социальном служении тогда придется поставить только жирный крест. Авторитет Иосифа Волоцкого был настолько велик, что идею Нила Сорского Собор отверг.

Безусловно, воззрения прп. Нила кажутся более привлекательными человеку XXI в., чем мысли прп. Иосифа. И так просто волоцкому игумену приписать и тягу к паразитарному существованию за счет крестьян. Однако есть любопытные строчки из «Жития преподобного Иосифа Волоцкого», которые приводит историк В. О. Ключевский: «При устроении монастыря, когда у него еще не было мельницы, хлеб мололи ручными жерновами. Этим делом после заутрени занимался сам Иосиф. Один пришлый монах, раз застав игумена за такой неприличной его сану работой, воскликнул: «Что ты делаешь, отче! Пусти меня», – и стал на его место. На другой день он опять нашел Иосифа за жерновами и опять заместил его. Наконец монах покинул обитель со словами: «Не перемолоть мне этого игумена!»

Преподобному Иосифу принадлежит знаменитое изречение о власти: «Если Царь царствует над людьми, но над собою позволяет царствовать скверным страстям и грехам, сребролюбию и гневу, лукавству и неправде, гордости и ярости, злейши же всего − неверию и хуле, то такой царь не Божий слуга, но диавольский, и не царь, но мучитель... Такого Царя, из-за его лукавства, не называл царем Господь наш Иисус Христос, но лисом...»

Примените этот критерий к «гетьману» Зеленскому или Джо Байдену. Вот тогда вы сразу же поймете, откуда произрастает ненависть либералов к великому русскому святому Иосифу Волоцкому.