Демократия как наилучший способ объединения стран бывшего СССР
Искандер Алиев

Демократия как наилучший способ объединения стран бывшего СССР

Думается, что очень заблуждаются сегодня некоторые советчики нынешней кремлевской власти, проповедующие возможность действенного сотрудничества на постсоветском пространстве с теми режимами в некоторых государствах-участниках СНГ, которые повсеместно характеризуются, мягко говоря, как авторитарные. Забывают они, что диктаторы - они и на пространстве СНГ диктаторы, в какие бы фиговые лоскутки «демократии» не наряжались бы. С другой стороны, ультралиберальное лобби в России и за ее пределами оконфузилось окончательно со своим проектом «либеральной» реформации России, чуть было не реализованном в форме элементарной разновидности бандитского капитализма. И за то, что именно президент В.Путин буквально разгромил (или серьезно подорвал) несущие конструкции этой разновидности (в том числе, и возможность криминальных структур, пользуясь несовершенством избирательных демократических процедур, формировать власть на местах и влиять на нее) - даже только за это надо бы сказать ему большое спасибо, как бы мы к нему по разному не относились. Он практически в одиночку дал шанс России (и всему СНГ) развиваться в цивилизованном формате. Несколько лет спустя мы все поймем, как вовремя президент В.Путин это сделал. Сегодня «ультралиберы» пугают мир некоей угрозой т.н. «демократических завоеваний» в России со стороны нынешней российской власти. Разумеется, с этим трудно согласиться. Об это говорил неоднократно. Но они же, сии «певцы», вопиют (а по сути, озвучивают закордонные страхи) и о начавшемся процессе «строительства новой неосоветской империи». А вот с этим в принципе соглашаюсь. Ибо по логике своего развития, процесс укрепления государственности, государственных институтов, оформление массового патриотического общественного сознания неизбежно приведут страну и общество к необходимости переосмыслить главную трагедию населения постсоветского пространства за последние 15 лет – трагедию распада единого нашего государства – СССР. Поэтому, стенания по поводу «неоимперий» - это не просто стенания. Это страх тех, кто развалил единую страну, и тех, кто идеологически обеспечивал этот распад – словом, всех тех, кто получил валютные дивиденды от этого. Страх перед тем, что за все это придется ответить. Ответить перед обществом, народами России и стран СНГ, 90 процентов которых повсеместно, за несколько месяцев до беловежского сидения Ельцина, Кравчука и Шушкевича, проголосовали за сохранение нашей единой тогда страны. Сегодня стремление народов СНГ к единству не утрачено, оно возрастает. Соответственно, здравая часть постсоветских элит (особенно, в России и Белоруссии) неизбежность реинтеграции постсоветского пространства видит и приветствует. В какой это форме может произойти – тема отдельного разговора, дискуссий. Столкновения мнений. Но ясно одно – по сути, процесс пошел, а стратегию и пути решения вопроса предстоит обсуждать в ближайшее время. Однако встает вопрос: везде ли властные элиты постсоветских государств готовы честно, искренне и эффективно сотрудничать с нынешней властью в России в вопросах интеграции? Правильно ли иметь дело с проявлениями двурушнической политики этих элит? Не грозит ли «дружба-вражда» с некоторыми элитами тем, что Россия невольно может способствовать формированию некоего «авторитарно-тоталитарного феодально-кланового "болота" (как выразилась на днях одна из российских газет либерального толка)? В той же газете содержится, думается, квитэссенция призывов ультралибералов, выраженная в мысли о том, что «наиболее успешным выходом из складывающейся ситуации было бы формирование стратегической оси стран, образовавшихся из бывших республик СССР и идущих по евроатлантическому пути построения демократических систем». В качестве таковых республик уже определены Грузия, страны Балтии, Украина, Киргизия и Молдова. Какую все-таки страшную угрозу для своего благополучия видят ультралибералы в идее постсоветской интеграции! Еще, по большому счету, идут только разговоры об интеграции, а напуганные ультралибералы уже выстраивают против только идеи настоящие редуты и заслоны! Значит, надо действительно активизировать интеграционные процессы в СНГ. И опять на этот проклятый вопрос – «с кем это делать?» - нужно в конце-концов решиться и сказать. Это нужно делать с теми, кто не на словах, а на деле стремится к интеграции. Кто не держит сотрудничество с Россией в качестве пугала в своей политике по отношению к западу. Кто не рассматривает дружбу с Россией в качестве гарантий своего дальнейшего феодального правления в своих странах, дальнейшего существования своих коррумпированных режимов и дальнейшего продолжения практики массовых нарушений прав своих граждан. В связи с этим думается, что пришло время подумать о том, что призвание российского государства как главного правопреемника СССР – это, в том числе, и побудить элиты некоторых стран СНГ к демократизации политических систем в этих странах. Потому, что (и в этом единственном, на мой взгляд, своем тезисе правы наши либералы) демократические принципы, свободные общества и рыночная экономика несовместимы: - с культом личности вчерашних членов Политбюро ЦК КПСС – нынешних «вождей – БАШИ разных, голубых и красных», с их пожизненными де-юре и де-факто полномочиями, - отсутствием всех основных свобод, даже минимально демократических, - репрессиями по отношению к инакомыслящим, - высочайшей коррупцией элит в некоторых странах СНГ и повальной нищетой населения в них. Иногда закрадывается крамольная мысль – не находятся ли правящие элиты некоторых государств СНГ в тайном сговоре со своими противниками из числа радикальной исламской оппозиции с тем, чтобы путем создания в своей стране повальной нищеты, растоптав и унизив свое собственное население, очистить дорогу этим своим противникам под гарантии не преследования в будущем? Ведь любая светская оппозиция, придя к власти путем законных политических инструментов (в результате политической деятельности политических партий, выборов и т.д.), неизбежно поднимет вопрос об ответственности предыдущего режима за повальные коррупцию и нарушения политических и гражданских прав собственного населения. Абсолютно понятно и то, что, получив от Запада определенные гарантии сохранения своей власти, например, известные диктаторские режимы Центральной Азии повернуться спиной к России. Поэтому Россия имеет не только моральное право, но и право самой формировать благосклонные к идее постсоветской интеграции элиты в государствах СНГ. Как правопреемник СССР, Россия может иметь (и имеет!) прямую ответственность перед всеми гражданами бывших республик Советского Союза. Например, за те нечеловеческие условия, в которые загнал их в Туркменистане криминально-феодальный режим Ниязова - духовного брата и истинного почитателя таланта Саддама Хусейна в деле истребления собственного народа. В отличие от США, Россия способна силой своего политического авторитета заставить правящие элиты некоторых государств СНГ к демократическим переменам. Это будет означать для этих государств и возврат в евразийскую цивилизацию. До недавнего времени казалось, что Россия полностью отстранилась от проблем СНГ, занятая исключительно собственным политическим выживанием и «внутрисемейными» разборками. Но, скорее всего, на какой-то период были сбиты геополитические ориентиры и первое российское руководство поверило в возможность существования России вне этнополитических, этносоциальных, культурно-исторических факторов нашего общего евразийского пространства, которое на очередных этапах истории принимало самые разные организационно-правовые формы: от Тюркских каганатов древности до Российской империи и СССР. У истории нет сослагательных наклонений. Что было — то было. Что случилось — то случилось. Может быть, нужно было время, чтобы воспряла сама Россия, укрепилась и политически, и экономически. Чтобы новое руководство России переосмыслило период после 1991 года. Чтобы оно уловило пульс нарастающего народного недовольства в некоторых странах СНГ политикой своих элит, ведущих эти страны в никуда, лишь бы подальше от России. Российская политика в СНГ стала наполняться содержанием только с приходом президента В.Путина. Но и Кремлю надо бы более четко понимать. Что общественное мнение, население измученных коррумпированными режимами тоталитарных государств в образе России видит первую страну СНГ с устоявшейся демократической системой, способную силой своего политического авторитета побудить другие страны СНГ к демократическим переменам. В этом плане, думается, пришло время внимательно обсудить в российской политической элите тезисы статьи председателя Комитета Госдумы РФ по международным делам К. Косачева «Россия должна стать экспортером демократии». Видимо, заинтересованные советчики сделали все, чтобы обсуждение статьи в момент ее выхода не взбудоражило общественную мысль и политическую жизнь. А зря. Жизнь убедительно доказывает: России нужна наступательная политика и в плане развития демократических процессов на постсоветском пространстве. Если. Конечно же, Россия видит себя одним из полюсов политического мира и намерена играть эту роль и впредь.