Петр Иванченко

На чеченском фронте без перемен

К пятилетию начала контртеррористической операции (далее КТО) руководство нашей страны подошло с более чем скромными результатами. Пятилетние итоги Трагические события уходящего года: убийство Ахмата Кадырова, июньские события в Ингушетии, и, наконец, Беслан, убедительно показали, что до широко разрекламированной проправительственными СМИ нормализации обстановки и завершения силовой фазы операции в Чечне далеко. Как мы помним, операция началась после вторжения ваххабитских банд в Дагестан и взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске, и ее декларируемым лейтмотивом стало стремление российских властей защитить своих граждан от действий террористов. Минуло пять лет, но терактов не стало меньше. Более того, вожди чеченских мятежников наглядно продемонстрировали возможность нанести удар практически в любом месте страны: «Норд-ост», взрывы в Москве и в самолетах, взрыв дома правительства праздничной трибуны с главой Чечни в Грозном, Беслан. Таким образом, приходиться констатировать, что главная цель операции в Чечне пока что не достигнута. Другой задачей было взятие под контроль территории Чечни. Как с этим обстоит дело? Сегодня армейские офицеры и чины местного МВД признают: федеральные силы не контролируют горные районы республики. Строго говоря, и с равнинными районами дело обстоит не блестяще. Судя по географии боестолкновений и подрывов, боевики и здесь чувствуют себя достаточно уверенно. Даже столица республики ночью контролируется достаточно условно. Весьма тревожным знаком стали события 22 июня этого года в Ингушетии. "Происшедшее в Ингушетии не было для нас неожиданностью. Мы прекрасно знали о той мощнейшей ваххабитской сети, что существует в этой республике. Впрочем, не только в ней, но и в некоторых районах Ставрополья, в других республиках Северного Кавказа. В настоящий момент ваххабитские ячейки разбросаны и действуют практически по всей территории России. В принципе, нечто подобное ингушским событиям боевики могут устроить и в других местах. Мы постоянно информируем об этом центр, но такое ощущение, что это никому не интересно", - свидетельствует высокопоставленный сотрудник одного из правоохранительных ведомств Чечни. Одной из стратегических линий федерального руководства стала делегирование значительной части функций по подавлению мятежа республиканским структурам. То есть стремление перевести конфликт во "внутречеченскую плоскость". Обозначалось это следующей формулировкой: "порядок в Чечне должны навести чеченцы". Ради этого местным властям и местным же силовым службам были предоставлены значительные полномочия и самостоятельность. Кроме того, некоторые подразделения центрального подчинения были укомплектованы исключительно жителями республики. Одним из результатов этой политики стало то, что в ежедневном списке убитых и раненных военнослужащих и милиционеров стало меньше славянских, и больше чеченских фамилий. Но наряду с этим резко снизился профессионализм руководства МВД Чечни - на большую часть руководящих должностей были назначены вчерашние боевики, необразованные, не имеющие опыта работы в органах правопорядка, но зато лояльные семье Кадырова. Старые же проверенные кадры - офицеры еще советского производства постепенно "отодвигаются". Участились факты утечки секретной и служебной информации и продажа (или передача) членам бандподполья, удостоверений, пропусков, общегражданских документов. Известно о заключении "перемирий" или иных "соглашений" между бандглаварями и представителями "кадыровцев" - так называемой службы безопасности, подчиненной младшему сыну покойного президента Рамзану Кадырову. Все это крайне негативно сказывается на результатах мероприятий, проводимых в рамках операции, и, несомненно, способствовало осуществлению мятежниками "резонансных" террактов. Справедливости ради следует отметить, что изначально идея "чеченизации" контртеррористической операции видимо была правильной. Так, одним из первых мероприятий, осуществленных в этом контексте, стала операция "Буря", которой руководил командир чеченского ОМОНа Муса Газимагомадов. В ходе ее проведения были достигнуты серьезные результаты, причем без всяких эксцессов, обычных при проведении мероприятия такого уровня федеральными силами. Опыт был признан успешным, и принято решение реализовать его в других районах республики, но вскоре, при достаточно странных обстоятельствах Газимагомадов попал в аварию. А спустя месяц, когда он уже шел на поправку, внезапно скончался от заражения крови в одной из лучших московских клиник. Опыт операции "Буря" так и остался невостребованным. Зато "всесилие" местной власти обернулось произволом "кадыровцев", которых многие в Чечне небезосновательно именуют бандитами. "Слабых бьют" Как мы помним, Советской Армии хватило четырех лет для разгрома сильнейшей в мире военной машины фашистской Германии. Вернее даже не Германии, а объединенной усилиями Гитлера Европы. Причем, как мы помним, дела СССР осенью 1941 года обстояли несколько хуже, чем России осенью 1999 года. Конечно, любые исторические аналогии весьма условны, но все же пятилетний срок проведения контртеррористической операции достаточен, чтобы ожидать существенных достижений. Но их немного. Более того, президент России публично признался в обращении к нации в слабости нашей страны. "А слабых, как известно, бьют", - подытожил Владимир Путин. Но кто же нас бьет? Вернее, кто способен безнаказанно лупцевать остатки супердержавы. Конечно, былой потенциал СССР оказался в значительной степени утрачен, но есть ядерное оружие, все еще довольно мощная армия, огромное МВД, спецслужбы, наконец, все еще значительный экономический, научный, людской потенциал. И получается, что этот гигант не может в течение нескольких лет справиться с Масхадовым, Басаевым и прочими. Как говаривал Станиславский: "Не верю!". В самой Чечне уже давно говорят, что война закончиться, лишь только "в Москве наведут порядок". И жители, и сами участники операции в большинстве своем считают, что "кто-то" в Москве делает все, чтобы война продолжалась бесконечно долго. Поскольку это приносит "кому-то" большие деньги. Но, на мой взгляд "чисто коммерческий" подход едва ли правомерен. Конечно, благодаря боевым действиям сказочно обогатился ряд персонажей: и представители местной власти и военной администрации, и чиновники московских ведомств, через которые идут деньги на восстановление, и милиционеры на блокпостах, и полевые командиры, и "правозащитники". Но решения стратегического уровня принимают не они, а люди, имеющие более серьезные источники финансирования. Зачем, спрашивается, например, Ельцину было "наживаться" на войне, когда в его распоряжении была богатейшая страна мира? Нынешний глава нашего государства любит повторять о том, что наша операция, (КТО), есть не что иное, как составляющая большой КТО, которую ведет цивилизованное человечество в планетарном масштабе. А потому обратимся к зарубежному опыту. "Лишь бы не было войны" Удивительным образом ситуация в Ираке и Афганистане перекликается с происходящем в Чечне. Причем вовсе не наличием мифических чеченских "моджахедов" в рядах иракского сопротивления, или же тем, что за всеми этими конфликтами стоит таинственная "Аль Каида" - образ всемирного зла, явно заимствованный из очередного голливудского блокбастера про звездные войны. Дело в том, что неуклюжие действия американцев и их союзников в Ираке и Афганистане, только усугубляющие ситуацию, и как будто нацеленные на непрерывное "воспроизводство" сил сопротивления, и соответственно - на бесконечное затягивание конфликта, здорово напоминают мероприятия "федералов" в Чечне. Впрочем, отвлечемся на минутку от злополучной кавказской республики. События в Ираке и в Афганистане, а чуть раньше - на Балканах большинство аналитиков совершенно справедливо рассматривают в контексте глобализации. Пусть, с точки зрения "архаичных" представлений Ялтинско - Потсдамской системы интервенция против суверенных государств, не желающих слепо исполнять требования архитекторов "Нового мирового порядка", выглядит не слишком хорошо. Согласно идеологическим выкладкам мондеалистов, "согласованная редукция несогласных" - один из основополагающих принципов нового мироустройства. Но дальше начинается некоторая нестыковка. "Тоталитарный (или террористический) режим" свергнут, территория взята под контроль - бери и передавай ее под контроль институтов глобальной власти, интегрируй в "надгосударственные образования", подкупай национальную элиту (или племенных вождей), и откачивай необходимые природные ресурсы. На деле же происходит нечто иное. На занятых территориях создается зона тотального беззакония, административного хаоса - "черная дыра", всасывающая в себя огромные денежные суммы, и выдающая взамен - террористов, беженцев, и, чаще всего, наркотики. Подобные "черные дыры" создаются одна за другой. В Европе - это Албания и Косово, в Центральной Азии - Афганистан, в России - Чечня. На Ближнем Востоке - Ирак и Палестина. Такие пугающие результаты каждой вновь затеваемой КТО можно, конечно, попытаться объяснить борьбой за стратегические плацдармы и ресурсы между транснациональными корпорациями. Но, военная операция с самого начала была запланирована и согласованна, следовательно, результат ее является ожидаемым. Но, зачем такой же такой жуткий результат? Не скажите, не скажите. Борьба с террором, тем более, международным - дело весьма выигрышное. 11 сентября США потеряли пять тысяч человек, а какие грандиозные дивиденды ими приобретены за счет этого события. После этого американское руководство (а точнее те, кто за ним стоит) ведет себя так, как будто весь мир - их собственный карман. Любая попытка возражения тут же квалифицируется как терроризм или пособничество ему. В России же за последние десять лет жертвами всех терактов стало около 2000 человек. В то же время только от наркотиков, по данным оглашенным руководителем федеральной службы наркоконтроля Черкасовым, ежегодно гибнет 70 тысяч человек, от самоубийств - 55 тысяч, от алкоголя около 48 тысяч, жертвами убийств - не менее 40 тысяч. К этому числу можно добавить умерших по "социальным причинам" - из-за плохого питания, отсутствия квалифицированной медицинской помощи. Но, в отличие от терроризма, руководство нашей страны это особенно не волнует. Впрочем, как и геополитические угрозы, вымирание населения, продолжающийся развал силовых ведомств и многие другие реальные, а не вымышленные угрозы. "Борьба с терроризмом" изрядно облегчает жизнь не только американскому, но и российскому руководству. События в Дагестане и взрывы в Москве и Волгодонске в 1999 году позволили Ельцинской команде более-менее выбраться из полного политического тупика. А до этого практически неизвестный отставной полковник из свиты Собчака в момент превратился в национального героя в сияющих одеждах, в спасителя Отечества. И остатки этой репутации ему удалось, несмотря не на что, сохранить и по сей день. И события Беслана, вновь выдвинув на первые полосы газет КТО, позволили сконцентрировать в руках президента почти царские полномочия. Причем, вопрос о назначении губернаторов, конечно, не имеет ни малейшего отношения к борьбе с терроризмом. А вот не допустить даже гипотетического недовольства действиями центра накануне осуществления людоедской "социальной реформы" по лекалам тех самых "надгосударственных институтов", очень даже кстати. Напомним, что несколько глав регионов высказали недовольство планами по "монетизации" льгот. Из-за Бесланской трагедии осталось почти незамеченной немотивированная (по крайней мере, с точки зрения национальных интересов) передача Путиным двух Амурских островов Китаю. Таким образом, террористы, не представляя серьезной угрозы для руководства страны (следует обратить внимания, что до сих пор действия террористов не были обращены против высших федеральных чиновников), позволяют ему "под шумок" беспрепятственно реализовывать самые непопулярные проекты. Старый принцип "лишь бы не было войны" срабатывает безукоризненно. Впрочем, не только у нас, участие Бен Ладена в предвыборной кампании Буша (незадолго до начала голосования телекомпании распространили обращение "террориста № 1" с призывом голосовать за Керри) обеспечили ему победу. Не могли же гордые и свободолюбивые американцы "капитулировать"! Наш собственный Ирак Терроризм, вернее борьба с ним, этакая всемирная КТО является неотъемлемой и совершенно необходимой частью "глобализации". Ведь для того, чтобы государство, нация, или отдельный человек поступились своими свободой, независимостью, национальными традициями и образом жизни, должны быть более чем веские причины. Такие, например, как стремление к "миру и безопасности". "Борьба с терроризмом" позволяет архитекторам "Нового мирового порядка" форсировать политические, военные и экономические составляющие глобализационного процесса. Уже сейчас фактически детально отработана модель военно-полицейских межнациональных сил управляемых из надгосударственного центра. Как сказал поэт: "Любовь и голод правит миром, а страх венчает их престол". А страх нуждается в постоянной подпитке. Поэтому "черные дыры" или "зоны отчуждения" вроде Ирака или Афганистана будут расширятся и "углубляться", исправно поставляя на "мировой рынок" все новые и новые отряды "шахидов" и "моджахедов". Из всего вышесказанного вовсе не значит, что Буш лично "заказал" 11 сентября. Во-первых, формальные мировые лидеры скорее ведомые, чем ведущие, а реальное управление, по мнению большинства аналитиков, осуществляется из иного центра. Во-вторых, международные террористические организации, созданные спецслужбами по сетевому принципу, довольно "самодостаточны". То есть, способны функционировать длительное время в автономном режиме, в соответствии с заданной программой, без постоянного руководства извне. Кроме того, все современные теракты планируются и реализуются по принципу "матрешки", когда между исполнителями и реальными заказчиками существует несколько уровней посредников, и возможность отследить связи крайне сложно. В настоящий момент руководство России декларирует свою приверженность идеи глобализации. Некоторые оговорки можно отнести к "продуктам внутреннего потребления", ведь большинство наших сограждан относиться к идее "Нового мирового порядка" насторожено. Вступление страны в наднациональные организации, которое приведет к фактическому отказу от суверенитета, объявляется как важнейшей задачей, отвечающей национальным интересам России. Любой протест данному курсу можно легко подавить в условиях перманентной КТО. Ведь в интересах "борьбы с терроризмом" уже серьезно ограничен ряд демократических свобод. Отечественным мондеалистам необходим свой собственный Ирак. Поэтому, пока внешний курс нашего руководства (или оно само) остается неизменным, сложно ожидать позитивного изменения ситуации на Северном Кавказе. Более того, учитывая активность ваххабитских эмиссаров, и неизбежное, после сворачивания льгот, обострение социальных проблем можно ожидать расползания конфликта за пределы Чечни. Причем, учитывая ситуацию сложившуюся сегодня на Украине, можно предположить, что "конфликтная дуга" от Балкан до Китая пополнится Крымом. Кроме того, можно ожидать возможных конфликтов между нынешней чеченской "элитой" в связи с планируемым на будущий год началом приватизации госсобственности в республике. Также возможны серьезные противоречия между Рамзаном Кадыровым и нынешним президентом Чечни Алу Алхановым, если тот не ограничиться ролью "хранителя кресла" для сына Ахмат-хаджи до следующих выборов, и проявит "излишнюю" самостоятельность.