Искандер Алиев

Кремль - гарант существования правящих элит стран СНГ

На днях министр иностранных дел России сделал долгожданное заявление, которое, возможно, значительно воздействует на общую ситуацию на постсоветском пространстве.  Министр заявил, что Россия рассчитывает на уважение своих национальных интересов, в том числе затрагивающих безопасность, со стороны партнеров по СНГ. По его словам, "наши соседи должны уважать наши интересы, так же как и мы уважаем их интересы".

Действительно, уважение Россией интересов стран СНГ налицо.  Но в этом деле, как представляется, акценты оказались несколько смещенными. Более того, скажем, что в этом случае надо говорить об уважении не столько интересов стран СНГ, сколько об уважении интересов правящих в них элит. А это не одно и то же. Скажем прямо: во многом это российское уважение перехлестывает через край, когда России приходится закрывать глаза не только на вопиющие коррупцию и игнорирование гражданских прав населения в этих странах, но и на прямое игнорирование российских интересов правящими элитами в этих странах и ущемление прав русскоязычного населения.    Как, например, это происходит в Туркменистане.

Подробно об этом говорилось много и ранее.  Поэтому автор хотел бы изложить свое мнение по теме вышеупомянутого заявления российского министра иностранных дел в части того,  какие же конкретно требующих уважения со стороны партнеров по СНГ российские интересы мог иметь ввиду в своем заявлении г-н Лавров?

Естественно, один из главных вопросов здесь – вопрос безопасности постсоветского пространства, координация усилий по борьбе с терроризмом. И не просто пользоваться этой борьбой для того, чтобы сводить счеты с политическим оппонентами, как это любят делать некоторые режимы.  А поставить работу координирующих в этом плане соответствующих эсэнговских структур таким образом, чтобы иметь единое оперативное командование антитеррористическими операциями.

Очень важным представляется активизировать не на словах, а на деле совместную борьбу с наркотрафиком через южные границы СНГ. Деятельность в этом направлении должна быть прозрачной настолько, чтобы рассеять вполне обоснованные подозрения о причастности чиновников в некоторых странах СНГ к наркотранзиту. И опять-таки, координация усилий в этом вопросе требует наделения соответствующих межгосударственных структур такими полномочиями, которые характеризуются как  надгосударственные. Но от этого никуда не уйти.

Так же, как не уйти и от более тесной координации в вопросах совместной охраны границ государств СНГ на направлениях возможного прорыва структур международного терроризма и наркомафии. В этом плане, может быть, пришло время формирования более действенных мобильных структур в рамках Совета командующих пограничными войсками стран СНГ, которые могли бы быть наделены в оперативном плане управленческо - координирующими функциями при необходимости.

Можно с уверенностью прогнозировать, что правящие элиты окажут таким возможным шагам предметного сотрудничества сильное сопротивление. Не столько сами правители, сколько их окружение. Но это уже – своего рода лакмусовая бумага на предмет искренности правящих элит в их заверениях любви и преданности Москве.  

Потому как сегодня Кремль взял на себя фактически роль гаранта существования политэлит стран СНГ в их сегодняшнем виде. Чем это обусловлено – тема другого разговора. Но раз так, то, как говорится, долг платежом красен. И это требует того, что российские экономические интересы, российские экономические структуры, российский бизнес  в странах СНГ получили соответствующие преференции.

Естественно, российская поддержка политическому благополучию нынешних режимов в странах СНГ не должна восприниматься данными элитами как индульгенция вседозволенности.  Тем более, что социально-экономическое положение некоторых постсоветских государства столь плачевно,  население их настолько забито и унижено необходимостью элементарного выживания, а коррупция элит настолько фантастична по своим объемам и наглости, что даже Кремлю трудно будет продолжать поддерживать скомпроментировавшие себя режимы далее.

И что-то подсказывает о формирующейся в  Кремле его заявки на новую политику по отношению к постсоветскому пространству в целом.  Не исключено, что Россия возьмет на себя часть (и большую) ответственности за демократизацию стран СНГ и формирование в них гражданских обществ.

В конце-концов, ничто не вечно под луной. В том числе, и нынешние правящие элиты в некоторых государствах СНГ.