На днях министр иностранных дел России сделал долгожданное заявление, которое, возможно, значительно воздействует на общую ситуацию на постсоветском пространстве. Министр заявил, что Россия рассчитывает на уважение своих национальных интересов, в том числе затрагивающих безопасность, со стороны партнеров по СНГ. По его словам, "наши соседи должны уважать наши интересы, так же как и мы уважаем их интересы".
Действительно, уважение Россией интересов стран СНГ налицо. Но в этом деле, как представляется, акценты оказались несколько смещенными. Более того, скажем, что в этом случае надо говорить об уважении не столько интересов стран СНГ, сколько об уважении интересов правящих в них элит. А это не одно и то же. Скажем прямо: во многом это российское уважение перехлестывает через край, когда России приходится закрывать глаза не только на вопиющие коррупцию и игнорирование гражданских прав населения в этих странах, но и на прямое игнорирование российских интересов правящими элитами в этих странах и ущемление прав русскоязычного населения. Как, например, это происходит в Туркменистане.
Подробно об этом говорилось много и ранее. Поэтому автор хотел бы изложить свое мнение по теме вышеупомянутого заявления российского министра иностранных дел в части того, какие же конкретно требующих уважения со стороны партнеров по СНГ российские интересы мог иметь ввиду в своем заявлении г-н Лавров?
Естественно, один из главных вопросов здесь – вопрос безопасности постсоветского пространства, координация усилий по борьбе с терроризмом. И не просто пользоваться этой борьбой для того, чтобы сводить счеты с политическим оппонентами, как это любят делать некоторые режимы. А поставить работу координирующих в этом плане соответствующих эсэнговских структур таким образом, чтобы иметь единое оперативное командование антитеррористическими операциями.
Очень важным представляется активизировать не на словах, а на деле совместную борьбу с наркотрафиком через южные границы СНГ. Деятельность в этом направлении должна быть прозрачной настолько, чтобы рассеять вполне обоснованные подозрения о причастности чиновников в некоторых странах СНГ к наркотранзиту. И опять-таки, координация усилий в этом вопросе требует наделения соответствующих межгосударственных структур такими полномочиями, которые характеризуются как надгосударственные. Но от этого никуда не уйти.
Так же, как не уйти и от более тесной координации в вопросах совместной охраны границ государств СНГ на направлениях возможного прорыва структур международного терроризма и наркомафии. В этом плане, может быть, пришло время формирования более действенных мобильных структур в рамках Совета командующих пограничными войсками стран СНГ, которые могли бы быть наделены в оперативном плане управленческо - координирующими функциями при необходимости.
Можно с уверенностью прогнозировать, что правящие элиты окажут таким возможным шагам предметного сотрудничества сильное сопротивление. Не столько сами правители, сколько их окружение. Но это уже – своего рода лакмусовая бумага на предмет искренности правящих элит в их заверениях любви и преданности Москве.
Потому как сегодня Кремль взял на себя фактически роль гаранта существования политэлит стран СНГ в их сегодняшнем виде. Чем это обусловлено – тема другого разговора. Но раз так, то, как говорится, долг платежом красен. И это требует того, что российские экономические интересы, российские экономические структуры, российский бизнес в странах СНГ получили соответствующие преференции.
Естественно, российская поддержка политическому благополучию нынешних режимов в странах СНГ не должна восприниматься данными элитами как индульгенция вседозволенности. Тем более, что социально-экономическое положение некоторых постсоветских государства столь плачевно, население их настолько забито и унижено необходимостью элементарного выживания, а коррупция элит настолько фантастична по своим объемам и наглости, что даже Кремлю трудно будет продолжать поддерживать скомпроментировавшие себя режимы далее.
И что-то подсказывает о формирующейся в Кремле его заявки на новую политику по отношению к постсоветскому пространству в целом. Не исключено, что Россия возьмет на себя часть (и большую) ответственности за демократизацию стран СНГ и формирование в них гражданских обществ.
В конце-концов, ничто не вечно под луной. В том числе, и нынешние правящие элиты в некоторых государствах СНГ.
Действительно, уважение Россией интересов стран СНГ налицо. Но в этом деле, как представляется, акценты оказались несколько смещенными. Более того, скажем, что в этом случае надо говорить об уважении не столько интересов стран СНГ, сколько об уважении интересов правящих в них элит. А это не одно и то же. Скажем прямо: во многом это российское уважение перехлестывает через край, когда России приходится закрывать глаза не только на вопиющие коррупцию и игнорирование гражданских прав населения в этих странах, но и на прямое игнорирование российских интересов правящими элитами в этих странах и ущемление прав русскоязычного населения. Как, например, это происходит в Туркменистане.
Подробно об этом говорилось много и ранее. Поэтому автор хотел бы изложить свое мнение по теме вышеупомянутого заявления российского министра иностранных дел в части того, какие же конкретно требующих уважения со стороны партнеров по СНГ российские интересы мог иметь ввиду в своем заявлении г-н Лавров?
Естественно, один из главных вопросов здесь – вопрос безопасности постсоветского пространства, координация усилий по борьбе с терроризмом. И не просто пользоваться этой борьбой для того, чтобы сводить счеты с политическим оппонентами, как это любят делать некоторые режимы. А поставить работу координирующих в этом плане соответствующих эсэнговских структур таким образом, чтобы иметь единое оперативное командование антитеррористическими операциями.
Очень важным представляется активизировать не на словах, а на деле совместную борьбу с наркотрафиком через южные границы СНГ. Деятельность в этом направлении должна быть прозрачной настолько, чтобы рассеять вполне обоснованные подозрения о причастности чиновников в некоторых странах СНГ к наркотранзиту. И опять-таки, координация усилий в этом вопросе требует наделения соответствующих межгосударственных структур такими полномочиями, которые характеризуются как надгосударственные. Но от этого никуда не уйти.
Так же, как не уйти и от более тесной координации в вопросах совместной охраны границ государств СНГ на направлениях возможного прорыва структур международного терроризма и наркомафии. В этом плане, может быть, пришло время формирования более действенных мобильных структур в рамках Совета командующих пограничными войсками стран СНГ, которые могли бы быть наделены в оперативном плане управленческо - координирующими функциями при необходимости.
Можно с уверенностью прогнозировать, что правящие элиты окажут таким возможным шагам предметного сотрудничества сильное сопротивление. Не столько сами правители, сколько их окружение. Но это уже – своего рода лакмусовая бумага на предмет искренности правящих элит в их заверениях любви и преданности Москве.
Потому как сегодня Кремль взял на себя фактически роль гаранта существования политэлит стран СНГ в их сегодняшнем виде. Чем это обусловлено – тема другого разговора. Но раз так, то, как говорится, долг платежом красен. И это требует того, что российские экономические интересы, российские экономические структуры, российский бизнес в странах СНГ получили соответствующие преференции.
Естественно, российская поддержка политическому благополучию нынешних режимов в странах СНГ не должна восприниматься данными элитами как индульгенция вседозволенности. Тем более, что социально-экономическое положение некоторых постсоветских государства столь плачевно, население их настолько забито и унижено необходимостью элементарного выживания, а коррупция элит настолько фантастична по своим объемам и наглости, что даже Кремлю трудно будет продолжать поддерживать скомпроментировавшие себя режимы далее.
И что-то подсказывает о формирующейся в Кремле его заявки на новую политику по отношению к постсоветскому пространству в целом. Не исключено, что Россия возьмет на себя часть (и большую) ответственности за демократизацию стран СНГ и формирование в них гражданских обществ.
В конце-концов, ничто не вечно под луной. В том числе, и нынешние правящие элиты в некоторых государствах СНГ.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках