Андрей Надеждин

США – Иран: на расстоянии удара

Инаугурация президента Джорджа Буша, начавшая отсчет его второго президентского срока, естественным образом стала поводом для всевозможных прогнозов относительно того, какой станет политика Белого Дома в предстоящие четыре года. Общий тон для такого рода рассуждений задали назначение госсекретарем США Кондолизы Райс, известной своими жесткими взглядами на мировые проблемы и пути их решения, и сенсационная публикация известного американского журналиста С.Херша в журнале New Yorker. В статье он утверждал, что руководство США уже длительное время готовит силовую акцию по смене правящего режима в Иране. Статья имела большой резонанс и вызвала много споров о достоверности изложенных фактов. Показательно, что власти Пакистана восприняли информацию всерьез и даже последовали официальные комментарии, в которых утверждалось, что Исламабад не участвует в реализации американских планов против Ирана. В указанной публикации говорилось о том, что операция может начаться уже в середине текущего года.

Интерес к статье понятен: никогда ранее мишенью Вашингтона не становилось государство столь же мощное как Иран. Хорошо известно, что критика и нападки в адрес Тегерана со стороны США раздаются уже достаточно давно. С момента победы исламской революции у сторон накопился изрядный счет по отношению друг к другу. В настоящее время Иран одно из крупнейших исламских государств – мировой центр шиитского ислама и влиятельный член ОПЕК. Как и Ирак до войны в 1991 году Иран имеет сегодня развитую систему экономических контактов со странами третьего мира, Россией и ЕС.

В качестве факторов, которые могли бы косвенно свидетельствовать о вероятности начала операции против Ирана, можно назвать растущее американское военное присутствие в регионе, наличие удобных авиабаз для налетов на стратегические объекты, и удобные плацдармы для вторжения с территории Афганистана и Ирака. Кроме того, теперь у администрации Буша развязаны руки и  вашингтонские «ястребы» на ближайшие четыре года явно не озабочены тем, как завоевать одобрение своих глобальных инициатив среди простых американцев.

И все же вряд ли следует ожидать скорого начала военной операции. По крайней мере, в 2005 году такая перспектива кажется более чем сомнительной. Во-первых, прежде чем ввязываться в новую кампанию американцам необходимо стабилизировать ситуацию в Ираке. Имея за спиной пылающие Кербелу, Эль-Фалуджу и пригороды Багдада, американским войскам будет весьма затруднительно проводить наземную операцию против Ирана. Во-вторых, не решив проблему Ирака, подвергаясь за это критике мирового сообщества, по мере затягивания этого конфликта вряд ли стоит рассчитывать не только на поддержку, но и хотя бы на молчаливое согласие европейских партнеров по антитеррористической коалиции, которых к тому же связывают с Тегераном серьезные многомиллионные экономические контракты. В-третьих, необходимо очень тщательно и методично подготовить общественное мнение к предстоящей смене режима, чтобы хоть как-то смягчить ответную реакцию мусульманского мира. А она, без сомнения, последует и повлечет рост активности террористов. Это также наверняка понимают в Вашингтоне.

Если бы решение о  проведении операции было принято, то по своим масштабам и сложности она должна была бы превзойти  «Бурю в пустыне» 1990 года. Тогда США действовали в других условиях, реально опираясь на коалицию НАТО. В случае с Ираном, можно с уверенностью это утверждать, Вашингтону не следует рассчитывать на поддержку лидеров ЕС. Да и с военной точки зрения осуществление операций одновременно на территории Афганистана, Ирака и Ирана даже для американской военной машины  непосильная задача. К тому же мир наверняка узнал бы об этих планах заранее. Для вторжения в Иран США потребуется развернуть дополнительные силы в регионе, что невозможно будет скрыть.

Однако  все это вовсе не означает, что правящему в Тегеране режиму ничего не угрожает.

Прежде всего, следует ожидать ужесточения  контроля со стороны международных организаций за иракскими ядерными программами и новым витком обвинений в попытках создания ядерного оружия. Возможно введение новых экономических санкций против Ирана. Вероятно, Вашингтон также использует предстоящие президентские выборы в Иране для развертывания отработанных технологий смены неугодных режимов, принесших успех в Грузии, Югославии и на Украине. Это, кстати, будет первой попыткой их использования в исламской стране.

Несмотря на то, что внутриполитическая ситуация в Иране кажется вполне стабильной, и позиции консерваторов весьма прочные, в стране уже долгое время зреет недовольство значительной части как политической элиты, так и общества в целом. Фактом является и то, что демократические свободы в стране не соблюдаются, демократическая оппозиция исключена из процесса определения вектора развития страны. Все больше иранцев, особенно молодежь, воспринимают теократическую власть  в качестве тяжелых пут, сковывающих развитие их страны в условиях современного мира. А официальная идеология исламской республики все более вступает в противоречие с их представлениями о жизни современного человека и общества. Поэтому если молодому поколению иранцев специалисты из-за океана доходчиво объяснят, что во всех международных проблемах их страны виновато отжившее поколение фанатиков-ретроградов, то эти семена упадут на благодатную почву. И определенная основа для внутриполитического давления на Тегеран у США, безусловно, имеется уже сегодня.

Если утверждение о том, что Вашингтон принял окончательное решение о смене неугодного режима в Тегеране соответствует действительности, то, скорее всего, мы станем свидетелями сложной комбинации различных форм давления на исламскую республику.

Как бы то ни было, можно с уверенностью сказать, что Иран ждут непростые времена. И успех американской стратегии в этой стране может самым существенным образом повлиять не только на ситуацию на Ближнем Востоке, но и ознаменовать начало нового этапа во взаимоотношениях США с остальным миром, вызвав взрыв недовольства «исламской улицы», всплеск террористической активности, а также лишь усилить стремление государств третьего мира к обладанию ядерным оружием.