Грозный накануне очередной "декларации независимости"
Петр Иванченко

Грозный накануне очередной "декларации независимости"

Не так давно прозвучало заявление председателя Госсовета Чечни Тауса Джабраилова о готовности Москвы и Грозного в самое ближайшее время  - не далее чем до конца квартала подписать договор "о разграничении полномочий".

Содержание предполагаемого договора беспрецедентно, согласно ему Чечня получает следующие права:
-    На десять лет она становиться регионом "интенсивного экономического развития". На этот период все права на землю, недра, растительные и животные ресурсы принадлежат исключительно республике, также как и права на добычу природных ресурсов, их транспортировку и реализацию, в том числе и за приделами республики;
-    Все налоги и сборы в полном объеме идут в республиканский бюджет;
-    Жители республики освобождаются от платы за газ и электроэнергию;
-    Ежегодно Чечня получает банковский кредит на 3 млрд. рублей, - более 100млн. долларов;
-    Национальный банк Чечни получает разрешение на создание и регистрацию предприятий, в том числе и совместных с иностранцами;
-    Запрещено "любое вмешательство силовых структур во внутренние дела республики";
-    Каждому чеченцу, пострадавшему от сталинских репрессий будет выплачено 500 МРОТ за потерю имущества и 1000 МРОТ за потерю жилья (то есть практически по 150 тысяч рублей на человека).

Как мы видим, данный договор провозглашает не только фактическую независимость Чечни (во "внутренние дела" которой не смогут вмешиваться силовики, в том числе, и, простите за каламбур, и министерство внутренних дел), но и весьма серьезные контрибуции.

Думается, что подобный договор вполне бы устроил и Дудаева, и Масхадова - ведь независимость, которой они добивались, была главным образом "независимость" от уголовного кодекса РФ, прокуратуры и милиции.

Согласие руководства страны на такой вариант договора, как считают многие эксперты, получено не будет. Так, например, представитель Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что "… Москва на подписание такого договора не пойдет. В глазах военной и политической элиты, в глазах самого Путина это будет выглядеть как поражение".

Иной точки зрения придерживается представитель постпредства Чечни в Москве Саид Хамзатов, который заявил корреспонденту одной из центральных газет, что московская сторона знакома с текстом уже давно, и "чтобы там пресса не говорила" все основные положения согласованы.

Надо сказать, что два года назад вопрос о заключении договора уже ставился. Особенно муссировался он накануне референдума в Чечне.

Владимир Путин заявил тогда примерно следующие: “Конституция даст народу Чечни возможность самостоятельно налаживать свою жизнь. И реализовать ту самую широкую автономию в составе России, о которой сейчас так много говорят. Для этой же цели будет совместно подготовлен и заключен специальный договор между Федерацией и Республикой".

В обмен на умиротворение Чечни Москва давно обещала предоставить республике самую широкую автономию, но выяснилось, что в проекте договора о разграничении полномочий между Чеченской Республикой и Центром, подготовленном главой республики Ахматом Кадыровым, содержится немало из того, о чем мечтали Масхадов и компания. Покойный глава Чечни - считал, что по-другому нельзя: "У нас прошла одна война, идет вторая кампания, и чтобы восстановить все разрушенное, подходы должны быть особые (аналогичные нынешней редакции договора - прим. П.И.)".

Хотя в Кремле и избегали прямых оценок кадыровского творчества, но договор подписан не был.

Так, Дмитрий Козак, тогда еще заместитель главы администрации президента РФ, признавая в принципе право Чечни на особый статус, считал, что в любом случае он не должен выходить за рамки Конституции и федеральных законов. В проекте же Кадырова практически все пункты были исключениями из общефедеральных правил.

То что, "кадыровский" вариант проекта договора реанимирован и вновь предлагается к подписанию, причем на этот раз не "экзотическим" экс-муфтием, а заслуженным служакой Алхановым, говорит о многом. Прежде всего, о том, что, похоже, он действительно согласован. И, скорее всего, будет подписан. И, наконец, о том, что два года назад он не был подписан президентом России, не потому, что содержал неадекватные требования абсолютно потерявшего чувство реальности зарвавшегося наглеца. А потому, что Владимиру Путину предстояло избираться на второй срок. И после подобного национального унижения его шансы на переизбрание, понятное дело, несколько бы уменьшились. Сегодня себя можно не ограничивать такого рода условностями. Так, проголосовавший на редкость единодушно электорат получил благодарность в виде последних социальных реформ.

Не трудно спрогнозировать какие чувства вызовет принятие договора у свежеобворованных граждан остальных регионов.

Совершенно очевидно, что та же Башкирия, Дагестан, Татарстан и прочие республики потребуют себе аналогичные права.

В контексте все тех же реформ социальной сферы это будет означать новый "парад суверенитетов", который вполне способен привести нашу страну к гибели. Исходя из этого легко понять, кто может быть заинтересован в заключение этого договора и кто навязывает его руководству России. Те же, кто финансирует чеченских террористов, те же, кто требует от России дальнейшей "либерализации" ее внутренней жизни.

Не стоит тешить себя иллюзиями, что данный договор по типу ближневосточного "Мир в обмен на территории", (в более широком варианте - "Мир в обмен на деньги и территорию") в Чечне работать не будет. Подобный путь начатый генералом Лебедем в небольшом дагестанском городе, завершился в Дагестане же в 1999 году. Сегодня договор еще не подписан, а Рамзан Кадыров уже нападает на многострадальный Хасавюрт.