Искандер Алиев

Мнение: Роль России в развитии СНГ

В последнее время в интернете появился ряд публикаций, ставящих под сомнение существование Содружества Независимых Государств (СНГ). Это делается под различным предлогом и объясняется разными позициями и убеждениями представителями как центробежных (которым вообще СНГ, как бельмо на глазу), так и центростремительных сил (сторонников интеграции на постсоветском пространстве). Но, похоже, всех их объединяет одно: во-первых, они просто поверхностно знакомы с основополагающими документами СНГ, во-вторых, смирились с поведением постсоветских элит, относящихся к международно-правовым договорам так же пренебрежительно, как и к внутренним законам своих стран.

Можно сколь угодно педалировать к нынешнему аморфно - предынфарктному состоянию СНГ, но трудно понять, каким образом это состояние хотят связать с известными итогами известных выборов в ряде стран СНГ? Разве приход к власти (утверждение во власти) несимпатичных на сегодня Кремлю политических сил (а завтра все может повернуться по другому, и, дай Бог, повернется, они станут симпатичными) – коим-то образом противоречит целям и принципам СНГ? Наоборот, в СНГ задекларировано стремление Содружества способствовать утверждению демократического развития входящих в него государств.

Просто не нужно делать судьбу СНГ заложницей того опасного политического противостояния, которое, к сожалению, складывается в России. Причем, противостояния по всем направлениям, как по вертикали, так и по горизонтали.

И очень плохо, что в государствах СНГ вопросами развития СНГ занимаются люди, далекие от того понимания, которое вкладывалось в Содружество на период его образования.  

Плохо, что в Кремле, обжегшись на молоке, услужливо вскипяченном околокремлевскими политтехнологами, не стали дуть на вскипяченную теми же политтехнологами воду. В результате чего обожглись еще раз. Больно.

Сейчас бы самое время попытаться осмыслить, почему коммунисты (!) Молдовы старались показать  максимальное отчуждение от Москвы.  Почему опять кто-то (когда же, наконец, поименно назовут этих «кто-то»)  опять совратил Кремль на роль жупела неких угроз и некоего страха, природу которого никак не могут понять ни эти «кто-то», ни массы граждан постсоветских государств. Искренне удивляющиеся тому, как Москва последовательного играет в политтехнологические страшилки. Тому, что, исходя только из ею понимаемых неких  принципов, Кремль делит народы стран СНГ на народы первого и второго сорта. Так, несколько месяцев назад, гражданам Украины создали более благоприятные, даже по сравнению с собственно российскими гражданами, условия пребывания на территории России. А бедных молдавских граждан аккурат перед выборами в Молдове начали депортировать из России. Что это: правая рука не знает, что делает рука левая?

Как-то очень уж заметно, что даже Россия при выдвижении важных политических инициатив обходит СНГ и его структуры. Как, например, в случае с плачевной судьбой предложенного Россией  плана урегулирования приднестровской проблемы. Почему это план нельзя было скорректировать и внести как план всего Содружества?  А ведь в первые годы Кремль и российский МИД активно использовали Содружество в плане коллективного решения имеющихся проблем как внутри Содружества, так и на международной арене. Пусть это не всегда давало полный эффект, но движение вперед в смысле координации усилий государств-участников СНГ было налицо.

Что же сейчас? Структуры СНГ (подчеркиваю, отчасти) превратились в один из инструментов легитимизации на пространстве СНГ заведомо фальсифицированных выборов в пользу правящих элит. Уже дошло до того, что наблюдателям на выборах от СНГ выражают недоверие в самих государствах СНГ, а на выборы в Молдову наблюдателей СНГ вообще не пустили(!). Стоит отметить, что речь идет именно о наблюдателях под эгидой СНГ, а не о наблюдателях от стран СНГ. Последние преспокойно занимались мониторингом выборов в составе других международных организаций и групп.

Полностью можно согласиться, пожалуй, со звучной  оценкой известного российского политолога С.Белковского: «Попытки околокремлевских шарлатанов делать хорошую мину при плохой игре весьма вредны и опасны для России. Потому что мешают трезвому анализу ситуации и уводят Кремль все дальше от внятной стратегии дальнейших действий на постсоветском пространстве».

Я же скажу помягче: похоже, Кремль передоверился ремесленникам от политики, коих по недоразумению называют «политтехнологами».  

Тогда как уже сегодня и непосвященному предельно ясно, что используемые примитивные донельзя политтехнологи (в основе которых – возможности ОРТ и РТР) если и дают некоторый эффект – то только в России.  И только пока.

Невозможно поддерживать деятельность СНГ по инерции и как разовый инструмент при проведении каких – либо политических акций.  Но и выдумывать ничего особенного не надо. Основа всех политических проектов, которые могут заставить заработать СНГ в режиме нормального международного объединения, есть в основополагающих документах СНГ.  Весь вопрос в том, хотят ли искренне развития СНГ постсоветские элиты. И, в первую очередь, в России. Хочется верить, что президент России хочет это искренне. Тогда, может быть, наконец, он поручит это дело тем, кто тоже хочет этого искренне. Тем, для кого это убеждение и смысл их жизни, а не возможность приличного заработка и удовлетворения собственного тщеславия.