Андрей Надеждин

Российский гамбит украинского президента

Революционный характер политических преобразований на Украине, также как и личности основных режиссеров оранжевого действа, естественным образом вызвал массу опасений по поводу российско-украинских отношений. Кампания по пересмотру итогов приватизации периода правления Л.Кучмы, развернутая Ю.Тимошенко,  лишь увеличила количество скептиков и усилила страхи проигравшей стороны, к которой могли себя отнести и некоторые (но как становится понятно сейчас далеко не все) представители российского бизнеса. И первое личное знакомство украинского президента с российской властью в лице российского президента В.Путина состоялось на фоне напряженного ожидания конкретных шагов новой украинской власти, а у наблюдателей не без оснований создалось впечатление, что самые худшие предположения оправдываются. Напомним, что в ходе этого визита стало известно, что Ю.Тимошенко назначена премьер-министром Украины.

Однако, на днях президент Украины В.Ющенко выступил с инициативой, претендующей на то, чтобы ознаменовать начало реального прорыва в двусторонних отношениях.  14 марта президент В.Ющенко встретился с руководителями и представителями ведущих российских компаний, имеющих интересы на Украине, заверил их в безопасности инвестиций на украинском рынке и призвал активно участвовать в реализации совместных бизнес-проектов. В разворачивающейся российско-украинской партии это безусловно  «ход конем». Ход кстати в высшей степени своевременный на фоне кавалерийской зачистки украинского бизнес-пространства.

Состав целевой аудитории, которой предназначались основные сигналы, содержащиеся в обращении украинского президента, попали по большей части представители энергетических, телекоммуникационных и финансовых компаний. Очевидно, таков, по мнению украинского руководства, круг вероятных российских соавторов обещанного украинского экономического чуда.

На встрече с российскими предпринимателями В.Ющенко попытался сделать все, чтобы показать, что победа «оранжевой революции» – это исключительно внутреннее дело Украины и в том, что касается взаимовыгодных экономических проектов, учитывающих интересы обеих сторон, российский бизнес может быть уверен в безопасности своих инвестиций. Из его слов можно было сделать вывод о том, что русофобия и иные соображения иррационального характера не станут помехой в ходе взаимовыгодного экономического сотрудничества. Тем самым, по крайней мере на словах, новая украинская власть продемонстрировала прагматичный, взвешенный  подход к решению проблем.

Действительно, еще до смены власти в Киеве было очевидно, что экономические связи двух стран настолько сложны и важны для обоих, что новым руководителям Украины, как бы они ни старались, и какие бы цели не декларировали, неизбежно пришлось бы искать новый формат отношений, наполненных в общем старым содержанием. И нащупывать новый баланс интересов.

Решение о встрече с «капитанами российского бизнеса» – это решение, продиктованное объективной необходимостью не только сохранить уже налаженные взаимовыгодные контакты, но  привлечь значительных средств в экономику Украины, без которых  выполнение социальных посулов новой власти вряд ли возможно. И поэтому это  решение закономерное и в каком-то смысле даже неизбежное.

При всем при этом в новой инициативе В.Ющенко можно разглядеть и еще один стратегический расчет. На конец недели запланирован визит президента в.Путина в Киев. Понятно, что это будет первая по-настоящему рабочая деловая встреча, которая в значительной степени определит  тональность дальнейших отношений. Известно и то, что начинать строить контакты придется даже не с чистого листа, а имея в прошлом негативный для обоих негативный опыт «вмешательства России во внутренние дела Украины». И пытаясь  наладить конструктивные отношения с российским бизнесом, В.Ющенко делает беспроигрышный ход: в случае успеха он получит прочный фундамент, на котором можно строить «достойный и равноправный» диалог с представителями Кремля. Теоретически можно предположить, что команда  В.Ющенко   этим шагом преследует также цель  что называется «развести» российский бизнес и власть. Но думается, что такая технология решения свих проблем не окажется слишком успешной и не  рассматривается в Киеве всерьез. Так как очевидно, что ни одна российская бизнес-структура не рискнет бросить открытый вызов государству и лично президенту Путину - слишком еще свежи воспоминания о деле «ЮКОСа». И  команде В.Ющенко и Ю.Тимошенко  не следует всерьез рассчитывать на то, что бизнес будет действовать без оглядки на Боровицкий холм. Совсем другое дело попытаться задействовать очевидно хорошо известные в Киеве  лоббистские возможности российских олигархов в кремлевских коридорах. За годы совместной работы с ними механизмы принятия решения уже хорошо изучены партнерами по бизнесу в Москве и Киеве и не сильно отличаются. И вполне может оказаться, что В.Ющенко уже  приобрел в лице некоторых российских бизнесменов влиятельных помощников в деле налаживания отношений с Кремлем.

Так или иначе, независимо от итогов рассматриваемой встречи, все ключевые вопросы двусторонних отношений украинскому президенту придется решать на другом уровне: с российской властью в лице политического руководства страны, включая лично российского президента, которому, кстати, в этой ситуации не позавидуешь. Он оказался  в сложной роли заложника не только предложенных ему не особенно способных и перспективных украинских политических протеже, но и экономических интересов влиятельных финансово-промышленных групп. Мало того, что придется иметь дело с Ю.Тимошенко, обвиняемой в уголовном преступлении и разыскиваемой российской прокуратурой, так еще и необходимо сохранить лицо, объяснив широкой общественности причины своей однозначно выказанной симпатии оппонентам действующего президента Украины, в то время как последний активно позиционирует себя в качестве гаранта интересов российского бизнеса. Возможно, именно сейчас было бы логично спросить  президента В.Путина о причинах сделанного выбора и причинах неудачи на Украине. Но российский бизнес такой вопрос никогда не задаст. Просто потому что ответ на него ему хорошо известен.

В любом случае, российскому президенту придется очень постараться сохранить реноме российской внешней политики. И вряд ли его рейтинг и авторитет выйдет из этой переделки без потерь. Но ничего не поделаешь. Таков закон, оглашенный еще древними: горе побежденным!