Победа запрещенных
Юрий Котенок

Победа запрещенных

Главные мифы о движении «Талибан» (вне закона в РФ)

Ура! Демократический почти праздник — талибы объявили амнистию в Афганистане и собираются всех простить, умоляя вкусивших толику западных ценностей афганцев не бежать из страны. Иначе кто же будет работать?

Но если говорить серьезно, то Афганистан, в котором воюют все против всех десятки и сотни лет, вернулся к своему привычному состоянию — правлению исламистов. Во-первых, это уже было. И провозглашение (на самом деле, возвращение) ИЭА — Исламского Эмирата Афганистана уже проходили в 1996 году. А через пять американцы разбомбили страну. В оккупации выросло почти два поколения афганцев, и поэтому нынешний уход США для многих из них стал трагедией.

И все же об Афганистане и запрещенных талибах мы знаем немного. Возник, простите, пердимонокль — движение запрещено в России, но перед падением Кабула представительная делегация талибов прибыла в Москву и была принята на высоком уровне. Талибы обещали не лезть севернее Пянджа, гарантировали неприкосновенность дипмиссий и вообще демонстрировали лояльность. Правда, в это время тысячи хазарейцев (шиитов) покидали Афганистан приграничными тропами, опасаясь мести, в стране шли расправы над теми кто сеет «харам» (то, что запрещено исламом), но внешне талибы — пока сама лояльность, насколько могут быть лояльны моджахеды.

Тут уж впору вопрос к мировой и российской, в частности, дипломатии — может, Европе отменить запрет на «Талибан», если он, победив в Афганистане, олицетворяет сдержанность?

На уровне обывателя талиб мало чем отличается от, скажем, не к утру помянутого игиловца — чалма, борода, шальвары, неизменные АК и «Аллах акбар!». Но различия есть. Не правы и те, кто думает об угрозе наркотрафика из Афганистана — именно талибы выжигают опиумные плантации, милостиво разрешенные оккупантами.

Нужно понимать главное: нынешний «Талибан» неоднороден. Это не большевики периода гражданской и даже не ИГИЛ. В движении существуют несколько внутренних группировок, которые ориентируются на разные силы. И зачастую интересы группировок вступают в противоречия, которые едва ли можно разрешить по шариату. «Дядя Сэм» с удовольствием потирает руки!

Повторюсь, это не тот «Талибан», что был в 90-е. Это и физически другие люди, и иное мировоззрение. Сейчас в движении царит атмосфера, сравнимая с эйфорией после полета в космос Юрия Гагарина — у талибов впервые под контролем весь Афганистан, и они реально нацелены на международное признание.

Многие упускают такой момент, что «Талибан», не имевший в 1996-2001 гг. средств даже на базовую инфраструктуру, получил за эти 20 лет модернизацию страны за чужой счет — аэропорты, дороги, телекоммуникации, какую-никакую промышленность, теперь еще и фантастические трофеи, вплоть до полноценного авиапарка. Фантастика, да и только!

Так что любые разговоры, что «Талибан» сегодня — это проект только какой-то конкретной страны, в корне ошибочны. Талибы ориентируются и на Турцию, и на Пакистан, и на Китай, и даже (да-да!) на Запад, и открыты к любым переговорам и договорённостям.

Наивно думать, что за годы оккупации американцы сидели сложа руки, занимаясь лишь инфраструктурой и ударами БПЛА по свадьбам и похоронным процессиям. Ничего подобного: шла упорная монотонная работа по созданию обширной агентуры в движении «Талибан», вербовке и перевербовке тысяч людей. И эта работа дает плоды.

Руками англосаксов сегодня в Афганистане нарисована картина выбора между относительно плохим («Талибан») и плохим-плохим (ИГ). «На кого сделаете ставку вы?» - словно подталкивает международных акторов мировой планировщик. В случае необходимости этот планировщик будет использовать оба фланга, стравливая или же соединяя хотя бы на время эти потоки.

Если же говорить формально, с точки зрения самой упомянутой выше картинки, то, что международное сообщество готово признать «Талибан» в качестве законного правительства (а намёки на это уже идут) — конечно же, «заслуга» ИГ, т.к. на фоне того, что творили игиловцы, сами талибы, у которых полным-полно скелетов в шкафу, уже кажутся пионерами на лужайке.

Но вернемся к реальности. В окрестностях аэропорта Кабула собирают останки афганцев, пытавшихся вылететь самолетами военной авиации США, но так и не попавших на борт. Реальная же политика талибов будет видна лишь по прошествии полугода на основе того, будут ли они выполнять свои обещания. Здесь и посылы по шиитам, правам женщин и т.д.

Что из себя представляет военная сила талибов? Если по состоянию на июнь, их силы оценивались примерно в 150 тыс. штыков, то сейчас, после триумфального взятия центров провинций, сопровождавшегося переходом на их сторону частей и подразделений правительственной армии, и бескровного (относительно) занятия Кабула, эти цифры могут возрасти почти вдвое. Серьезная сила, мотивированные бойцы с многолетним опытом. Плюсвоенные подарки от сбежавшей коалиции.

Вопрос один — куда направят энергию этой силы, которой правят по законам шариата?