Валерий Джейрахов

На деле Копцева прирастают новыми траншами

20 июня Верховный Суд России отправил на новое рассмотрение дело Александра Копцева, приговоренного за нападение на прихожан хасидской синагоги к 13 годам заключения. Напомним, что адвокаты потерпевших обжаловали приговор суда, считая его слишком мягким, и недовольные тем, что суд не признал Копцева виновным в разжигании национальной розни. С этой точкой зрения абсолютно не согласна защита. Адвокат Копцева господин Кирсанов согласен с решением суда по данному вопросу, считая, что его подзащитный «просто не мог разжигать национальную неприязнь к евреям в синагоге». С этим трудно не согласится. Даже более того, большое сомнение вызывает то, что действия Копцева вообще  могли бы спровоцировать национальную рознь. Скорее, наоборот, в обществе был отмечен всплеск сочувствия к пострадавшим и негодование в отношении экстремистов.

Тут необходимо подчеркнуть, что идеи антисемитизма не слишком популярны в российском обществе – об этом однозначно свидетельствуют результаты многочисленных опросов. Гораздо сложнее отношение россиян к гостям с Юга –  азиатам и кавказцам. Большинство простых россиян не так уж часто сталкиваются с евреями в обыденной жизни, разве что на экранах телевизоров, и потому просто нет бытовых причин для таких настроений. Примечательно, что даже националистические организации, претендующие на определенную роль в политической жизни России, сегодня уходят от юдофобской риторики, поскольку в смысле повышения популярности она ничего не приносит. Зато неприятности практически неизбежны. Таким образом, публичный антисемитизм является уделом крайне ограниченной и небольшой группы российского общества. И в этом смысле поведение части еврейской диаспоры в связи с делом Копцева выглядят в высшей степени странной.

Никто из специалистов не высказывает сомнения в психической неполноценности Александра Копцева. Наличие у него душевного заболевания было подтверждено и выводами психиатрической экспертизы. Впрочем, о его неадекватности свидетельствует и самоубийственное поведение на суде, и действия в самой синагоге. Думается, что выбор евреев в качестве объекта ненависти и нападения был для Копцева достаточно случаен. Попадись ему,  вместо книги Истархова «Удар русских богов»,  допустим «Война миров» Уэллса, он, пожалуй, отправился бы резать марсиан.  Кстати, по его собственному признанию, он шел в синагогу с намерением «геройски» умереть. Думается, что это стремление и было доминирующим. Возможно, что это суицидальное устремление и объясняет то обстоятельство, что из девяти человек атакованных Копцевым никто не получил серьезных ранений.

Следствие и суд были проведены прямо-таки ударными темпами, судебно-психиатрическая экспертиза была проведена также по-стахановски, весьма схематично. Заказной и показательный характер процесса был очевиден для всех. Сумасшедшего приговорили к сроку, который сегодня дают даже не всякому убийце.

Определенные круги попытались отработать этот эпизод с банальным психом, который к тому же никого и не убил, использовать по полной программе, и свести счеты со всеми, кто им не нравится по тем или иным причинам. Так раздались призывы к властям с требованием подвергнуть репрессиям всех подписантов «письма 19 - 500 – 5000», о существовании которого Копцев и не слыхал. Или стала муссироваться тема запрета книг ряда авторов, среди которых православный писатель Сергей Нилус и замечательный русский философ Иван Ильин, которого так любят цитировать первые лица нашего государства. Безумный поступок душевнобольного юноши был использован для диффамации как русских и православных организаций и общественных деятелей, так и всей нашей страны. На весь мир раздались крики о том, что Россия – фашистская страна, населенная ксенофобами, расистами и антисемитами.

Теперь подумаем, какие чувства вызвали все эти действия у русских людей, которые всем еще являются большинством нашей страны. Так кто же разжигает национальную рознь? Ответ очевиден. Для чего это делается?  Гвалт, поднятый после нападения на синагогу, позволяет решать массу задач. Отечественные «охотники на экстремистов и антисемитов» получают новые транши и гранты на продолжение своей борьбы с несуществующим «русским фашизмом». Запад находит информационный повод для усиления психологической войны против России. Но при этом никого из них не волнует, что те, кого эти господа якобы пытаются защитить от мнимых угроз, а именно – российское еврейство никоим образом от этой шумихи не выигрывает. Скорее наоборот -  эти информационные кампании вполне могут  привести к росту антисемитских настроений в стране. Как известно, тысячу раз назови человека скотиной, так он и встанет на четвереньки.

Что же касается дела Копцева, то совершенно очевидно, что этих господ интересует даже не столько увеличение для него срока, сколько возможность вновь устроить шум из ничего.