Русское возрождение неизбежно

Замалчивание властями «Правого марша» свидетельствует о ключевом значении православного фактора в русском настоящем и будущем



СМИ вовсю смаковали подробности «Русского марша» даже не упомянув, что в этот же день православные жители и гости столицы провели на ее улицах «Правый марш». Как прошло это мероприятие, организованное православными гражданскими организациями? Сколько удалось собрать людей? Какие были требования? Не было ли провокаций?

«Правый марш», точнее митинг граждан, которые видят Россию великой и свободной (в том числе и от экстремизма) страной, русский народ - воссоединенным, которые считают православие важнейшим нацио- и культурообразующим фактором, прошел с большим успехом. В нем приняло участие более 1000 человек. Митинг продемонстрировал реальное состояние и потенциал православного общественного движения.

В Православно-патриотический комитет, который был создан для проведения акции, вошло 14 организаций, представляющих практически весь спектр церковно-общественного движения. Это и центристский, действующий на территории России, Украины, Казахстана, Белоруссии и Прибалтики Союз православных граждан, и эстетически колоритный Союз православных хоругвеносцев, и известный массовыми акциями в поддержку православия «Народный Собор». Это и элитарные интеллектуальные клубы «Северный катехон», «Бастион», «Народная Воля» Сергея Бабурина, который выступил на «Правом марше, как блестящий православный лидер. Это и круг авторов и читателей аналитического портала «Правая. Ру», новые молодежные движения, такие как «Общественно-политическая группа Юрия Горского», стоявшего у истоков самой идеи «Правого марша», защищающего ее от попыток «приватизации» провокаторами.

Вообще, показать «православие с молодым лицом» очень важно, необходимо продемонстрировать его тем, кто считает, что Вера и Церковь «утратили исторический потенциал». Перед митингом звучали песни русских, православных музыкантов Константина Кинчева, Татьяны Петровой, Дмитрия Ревякина, имеющих, в первую очередь, молодую аудиторию. Очень важно было показать, что ищущим людям, которым не все равно, что будет с Россией, есть куда прийти, что вовсе не обязательно идти в неоязыческие и нацистские секты. Мы действительно продемонстрировали тот очевидный факт, что между Третьим Римом и «Третьим рейхом» нет и не может быть ничего общего.

Помимо «Правого марша» в Москве, наши единомышленники единоверцы провели аналогичные акции в Крыму, Одессе и Тирасполе. Как заявил Председатель Союза православных граждан Украины Валерий Кауров, проведенный в Новороссии «Русский марш» не имеет ничего общего с проектом ДПНИ: «На Украине «правыми» себя считают оранжевые, а мы вынуждены блокироваться с левыми против антироссийских сил. Да и мы не дали экстремистам приватизировать русскость».

Слава Богу, не увенчались успехом и попытки провокаций в Москве. Мне представляется, что вице-спикер ГД Сергей Бабурин правильно возглавил митинг на Девичьем поле, вовсе не для того, чтобы подержать экстремистов, а чтобы их отсечь. «Нацики» так и не получили там слова, они орали что-то в мегафон после митинга из-за кустов, но это выглядело маргинально.

Но их демарши, их попытки выступить от имени русского народа требуют анализа. Вся проблема в том, что «эраз-националисты» с коричневым душком не отстаивают, а противостоят русской традиции, культуре, национальному самосознанию. Недаром их идеологи считают тысячелетний православный путь русского народа неэффективным и тупиковым, предлагая создать «новую русскую идентичность» и нацию. Они переводят идеологемы Бжезинского, Пайпса и Янова на язык русского патриотизма. Манифестом «русских» бжезинцев стала статья Петра Хомякова на официальном сайте антихристианской «Национально-державной партии» Севастьянова, в которой он заявил о том, что «Русский марш» породил «новую оппозицию», которая полностью лояльна Западу, намерена покончить с тысячелетним православно-имперско-византийским наследием, отделить от России Северный Кавказ. Это манифест русофобов, выдающих себя за русских националистов. Действительно, Бжезинский пишет, что у России надо вырвать имперское жало. Эти переводят эту идею – русскому народу, дескать, не понести имперское бремя. Известный европейский «кремленолог» Ален Безансон утверждает, что «международное коммунистическое движение сейчас ликвидировано, его в определенной степени заменила духовная сила… - это государственная Российская Православная Церковь. Она сохранила мощное средство давления на то, что в России называют ближним зарубежьем, т.е. на Украину, Беларусь и некоторую часть прибалтийских стран. Она позволяет влиять на православную дугу Европы, т.е. на Грецию, Румынию, Болгарию и Сербию». А его киевский коллега Владимир Еленский констатирует: «Епископат и значительная часть клира Русской Православной Церкви постоянно подчеркивают противоестественность раздела СССР и являются одной из самых последовательных и влиятельных сил, отстаивающих реинтеграцию восточнославянских народов в единый государственный организм». А новоявленные фабрикаторы «новой русской идентичности» продолжают их дело, сталкивая и противопоставляя нераздельные вещи - православное и национальное самосознание русского народа. «Неоязычество» и «скинхэдство» не имеет никакого отношения к русской традиции. Это импортный модерновый западный «нью-эйдж».

Вообще, провокационная «национал-оранжистская», «национал - дарвинистская» идеология объективно выгодна тем, кто хочет замазать коричневым цветом, скомпрометировать идею национального и духовного возрождения России как таковую. Например, один из либеральных идеологов пишет: «Сейчас важнее то, что в обществе накопились острые социальные проблемы, а уровень социальной защиты недостаточен. Общество ищет «виноватого». А находят этого виноватого как раз те, кто к этому не относится. «Русский Марш» тут не совсем «при чем». Это неправильный абсолютно подход к тематике. Просто праздник 4 ноября для народа был выбран непонятный, как говорят, «выбрали религию, а жрецов нет». Вряд ли кто-то помнит, что было 4 ноября 1613 года. Это стало поводом для консолидации фашистов-антифашистов. Отменят ли власти «Русский марш»? Они могут отменить что угодно. Но в таком случае им придется признать, что день для национального праздника выбран неудачно, а власть не захочет от своей идеи отказываться».

Итак, «Русский марш» стал поводом для того, чтобы замазать коричневой краской русскую национальную идею как таковую, дискредитировать и Церковь, и государство, и сам праздник 4 ноября - день восстановления Российской государственности. В пользу этой версии говорит и тот очевидный факт, что православный «Правый марш», не менее многочисленный, чем мероприятия ультралибералов и ДПНИ, просто пытаются замолчать. Также как замалчивают программное выступление митрополита Кирилла на Конгрессе Соотечественников Петербурге, в котором емко, ярко и современно изложена программа русского национального возрождения, воссоединения и собирания нашего народа на основе традиционных ценностей.

Вопрос, а есть ли угроза «русского фашизма»? Вообще, актуален ли «русский вопрос»?

Ответ - русский вопрос актуален как никогда, именно поэтому его пытаются скомпрометировать. Мы видим русский народ искусственно разъединенным и считаем воссоединение разделенного народа и страны важнейшей национальной задачей 2-го века. Воссоединение подразумевает не столько репатриацию соотечественников в РФ, сколько воссоединение расчлененной Исторической России. Мы признаем единство и неделимости Государства Российского, вопрос целостности других государственных образований вторичен по отношению к проблеме воссоединения разделенного русского народа. Мы требуем законодательно признания факта разделенности русского народа и необходимости его воссоединения как политической задачи Государства Российского. Вспомним, что признание немецкого народа разделенным и требование его воссоединения было прописано в постнацистской и антинацистской Конституции ФРГ. Мы не можем не видеть проблем с правами русского населения в «национальных республиках» в составе России, элиты которых проводят политику «двойных стандартов». Как можно не признавать целый православный тюркоязычный народ кряшенов? Но именно это происходит в Татарстане. А попытки не допустить установки скромного бюста святого Николая в Майкопе, столице Адыгейской республики, 80 % населения которой - православные русские?

Мы выступаем за скорейшее создание Российско-Белорусского Союзного государства. Но мы видим, как в самой России пытаются дискредитировать эту идею и президента союзной Белоруссии Александра Лукашенко. Те, кто это делает, закрывают глаза на «мягкий апартеид» в Прибалтике, на 400 тысяч «неграждан» в «демократической Латвии», на открытые и возмутительные заявления эстонских властей об «успехах» в расколе и дискредитации движения за равноправие русских жителей это нового независимого государства. А проблемы русскокультурного населения Донбасса, Новороссии и Крыма, когда Генпрокуратура Украины отменяет решения местных советов об официальном статусе русского языка? Когда с применением физической силы захвачены сотни православных храмов и не возвращены Церкви даже по решениям судов? Когда «оранжевые» властные группировки Киева поощряют неонацизм, реабилитируя ОУН-УПА? 4 ноября неонацисты избили активистов «Русского» блока в Киеве, один из них находится в реанимации, и все молчат! Я ни в коем случае не оправдываю факты насилия на этнической почве в нашей стране, но о них говорят, с этим борются. А на избиения русских политиков, православных священников и 400 тысяч русских «неграждан» Латвии никто из «профессиональных правозащитников» даже не обращает внимания.

Права православного большинства нарушаются и в самой России. Информационные войны против Русской Церкви, отсутствие православных телепрограмм является нарушением права на информацию. Война на поражение со школьным предметом «Основы православной культуры» – это не просто нарушение права на образование. Когда высокопоставленные чиновники заявляют, что само слово «православный» в названии предмета является конфронтационный, они оскорбляют и Церковь, учащую любви, а не конфронтации, и наш народ, который, построив великое, огромное государство, сохранил и просветил все народы, проживающие на одной шестой части Земли.

Что касается проблемы т.н. «русского фашизма», то она, по моему убеждению, стала предметом откровенных спекуляций. Экстремистские «коричневые» группировки в России значительно менее влиятельны, чем во многих европейских странах, мало того, их «пиарят» откровенно антироссийские силы. Куда более существенной проблемой является безразличие «прагматиков» к исторической судьбе своего народа и своей страны. Конечно, с экстремизмом бороться необходимо. И лучшим лекарем здесь является Церковь, способная дать верные национальные ориентиры. Мы действительно переживаем исторический момент - русское возрождение неизбежно. Весь вопрос в том, каким путем оно пойдет. Проверенным, православным, справедливым, принципиальным, но добрым (не путать с «добреньким»), или зоологическим, паранацистским, языческим?

Но для того, чтобы восторжествовал правильный и единственно возможный путь, государство и общество должны понять, что они не смогут решить эту проблему без помощи Русской Церкви, имеющей тысячелетний опыт сбережения русского народа. Возьмем хотя бы те факты, что РПЦ является единственной нерасчлененной структурой на постсоветском пространстве, тем стержнем, на котором произойдет воссоединение народа и страны, и то, что православие спасает Россию от демографической катастрофы- семьи священников являются единственной многодетной составляющей русского общества. Но, чтобы дать Церкви нести свою миссии ограждения народа от искушения, которые приходят и «слева», и «справа», надо развязать ей руки - пустить в школу, СМИ и т.д. Пока же разговоры о «неэффективности православия» выглядят еще и лицемерно, ведь Церковь обвиняют в бездействии те, кто не дает ей действовать!

Но само православное сообщество должно быть чутким, в том числе и к упрекам. Недостаточно все сваливать на запреты и ограничения, лучше честно признать, что используются отнюдь не все возможности. Православные несут ответственность за молодых людей, ставших жертвами экстремистской пропаганды, используемых провокаторами новой Смуты в качестве «пушечного мяса».

Разве мы, православные, успешно развенчали образ православного христианина как инфантильного аполитичного косноязычного интроверта? Конечно, такой образ карикатурен, но разве нет поводов для подобных карикатур? Разве не создают проблемы «парацерковные» группы, занимающиеся травлей «излишне активных» миссионеров за то, что они «посмели» выйти за пределы церковной ограды и пойти к «нехорошей молодежи» в студенческие аудитории, на рок- концерты, в клубы и т.д. Дискуссия вокруг событий в Кондопоге, вокруг «Русского марша» убедительно продемонстрировала, что выросло целое поколение активных, волевых, самостоятельных, успешных молодых людей, которые любят свою страну и свой народ и желают ему послужить. Показателем их пассионарности является активное участие в сетевых сообществах, тысячи «интернет-дневников» молодых националистов в «Живом журнале» и на других сетевых площадках. Не найдя ответы на жизненно важные вопросы в Церкви, закономерно неудовлетворенные «православным колыбельными» и субкультурными штампами, они продолжают искать служения, и, отчаявшись, прислушиваются к тем, кто зовет Русь к топору.

Но вернуть их обществу и Церкви еще не поздно. Важно воспринять как призыв к действию слова священноисповедника архиепископа Илариона (Троицкого) утверждавшего перед национальной катастрофой 1917 года, что «нам не отсидеться за стенами наших монастырей и духовных академий». Тогда те, кто утверждает, что «миссионерство - не в русской традиции», «православные - вне политики», а «диалог с интеллигенцией и молодежью - ересь», победили. И катастрофа произошла. Этот урок должен быть впрок.

На чем же нужно акцентировать внимание в разговоре с секулярным поколением, с ответственной его частью, с теми, кто формирует общественное мнение?

Во-первых, не ставить палки в колеса миссионерам, воспитывать новых, ибо кадры решают все. Есть и ключевые темы для диалога с теми, кто пока далек от духовной жизни и ставит элементарные вопросы - зачем сегодня нужна Русская Православная Церковь, что она может дать, кроме разговоров о великом прошлом?

Мы разъясняем, почему православная составляющая для нас важна не только в онтологическом, ценностном, но и в прагматическом аспекте, в области «реал-политик». Без религиозной мотивации невозможно добиться «демографической революции». Если ее не будет, русские вымрут. Опыт «благополучных» стран Запада показывает, что само по себе решение экономических проблем не приводит к повышению рождаемости. А для России и русских это вопрос жизни и смерти.

Православная этика в рыночной экономике способна смягчить социальные проблемы, стать важнейшей мировоззренческой составляющей в деле трансформации сырьевой экономики в технологическую, конкурентноспособную. Нам нужна модернизация на основе традиции, ибо традиция без модернизации означает резервацию для России, проигрыш в конкурентной борьбе и, как следствие, потерю суверенитета и исчезновение с исторической арены, а модернизация без традиции - это ассимиляция и, как следствие, потеря суверенитета и исчезновение с исторической арены. Нам нужен класс национально и православно мыслящих бизнесменов, таких как преп. Серафим Вырицкий, который до монашества был крупным пушным торговцем, кормившим весь бедный Петербург. Русские монастыри были центрами и умной молитвы, и национальной мысли, и технологической модернизации. Первая русская ГЭС появилась на Соловках. Вышеупомянутые факты единства Русской Церкви на постсоветском пространстве и ее безальтернативной роли в деле собирания русского мира, роли Украинской Православной Церкви Московского Патриархата как силы, сдерживающей реализацию антироссийского проекта на Украине, очень важны в диалоге. Поэтому ставка на ученое монашество (в том числе епископат), клир и миряне, которые возглавят культурное и общественное строительство, и будут подлинно национальной интеллигенцией, в противовес пораженческой «образованщине» и дегенеративным черепомерам, оправданна. Это надежда Церкви и нации.

Приняв «Декларацию прав и достоинства личности», православное сообщество внесло ключевой вклад и в идеи «суверенной демократии», и в дело единства русской мысли, преодоление раскола между «славянофилами» «западниками», сформулировала ответ на тупики секулярной мысли, ее «философские обрывы».

Применительно к проблематике Дня Народного Единства, Русская Православная Церковь сделала народу и стране прекрасный подарок. К 4 ноября, был опубликован Акт о каноническом единстве Русской Православной Церкви на родине и Русской Православной Зарубежной Церкви. Этот Акт является историческим церковным документом эпохи, из которого вытекают четкие принципиальные позиции Единой русской православной церкви. Она демонстрирует всему миру, своим друзьям и противникам свое несокрушимое единство. Это-пример и для всего народа, и для политических элит. Это и есть прецедент народного единства в Истине, когда Церковь дает обществу, нации, государству базовые ценности.



Кирилл Фролов,
глава Московского отделения
Союза православных граждан