«Бацька» вдруг превратился в Августа
Борис Джерелиевский

«Бацька» вдруг превратился в Августа

Реализация древнего принципа способна покончить с «цветными революциями»

Белорусский путч закончился полным провалом. Это, в частности, засвидетельствовал Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель, признав, что Евросоюзу придется и дальше продолжать вести дела именно с Александром Лукашенко, а не с его соперницей Светланой Тихановской, уехавшей в Литву.

«Нравится нам это или нет, Лукашенко контролирует правительство, и мы должны продолжать вести с ним дела, несмотря на то, что не признаем его демократическую легитимность», - констатировал глава европейской дипломатии, тем самым признав, что никаких надежд на мятежников ЕС более не возлагает.

Итак, очередная попытка «цветной революции» в Белоруссии закончилась фиаско. Более того, вполне вероятно, что успешная контрреволюция под руководством Лукашенко вообще покончила с институтом «цветных революций», по крайней мере, в том виде, в котором мы их знаем.

Успех белорусскому президенту принесло следование формуле, обозначенной одним из римских императоров. Август Луций Септимий Север, вошедший в историю, как один из успешных правителей, пользовавшийся любовью подданных и уважением врагов, некогда изрек: «Будьте щедры с солдатами, и ни на кого более внимания не обращайте!».

Впрочем, реальность сегодняшнего постсоветского пространства такова, что просто щедрости к солдатам недостаточно. Годами в сознание людей в погонах вбивалось «Родина всегда предаст тебя, сынок». И поставленные на колени бойцы «Беркута», брошенные на произвол судьбы свои сбежавшим начальством, — подтверждение этому.

А ведь, когда после первых дней протестов глава МВД РБ объяснил жесткость при разгоне митингов эксцессом исполнителя, фактически переложив ответственность на рядовых бойцов, казалось, что и здесь все пойдет, как и у Януковича. Так что Лукашенко необходимо было убедить своих служивых, что их не предадут, что он будет с ними до конца, каким бы он не был. И он это сделал легко и непринужденно, прибыв вместе с сыном на вертолете во Дворец Независимости, которые собирались взять в осаду мятежники. То есть, он не эвакуировался от осажденного дворца, а, наоборот, прибыл туда, да еще в военной справе с автоматом в руках, показав, что намерен вместе с силовиками лично отстаивать государственность страны.

И координаторы мятежников, поведшие толпу на штурм его резиденции, дрогнули, узнав, что снайперы имеют приказ отстреливать провокаторов. Силы правопорядка и войска получили добро на применение оружия в случае насильственных действий.

Неприязнь белорусских военных вызвала символика протестующих и то, что они проводят свои акции возле памятников и мемориалов. «Мы не можем спокойно смотреть, как под флагами, под которыми фашисты организовывали массовые убийства… сегодня организуются акции в этих священных местах. Мы этого допустить не можем», - говорится в обращении ВС РБ, размещенном на Телеграм-канале ведомства. Там также предупредили: «В случае нарушения порядка и спокойствия в этих местах — вы будете иметь дело уже не с милицией, а с армией».

То есть, стало ясно, что войска не просто готовы применить оружие, но и буквально ждут повода это сделать.

Все разговоры о переходе силовиков на «сторону народа» оказались ложью. Да, собственно и переходить было некуда — мятежники, не получившие поддержки ни в одном органе власти, центральной или даже местной, не сумели сформировать подобия политической субъектности.

Теперь о второй части формулы Септимия Севера — «не обращать ни на кого внимания». Лукашенко поступил именно так, отказавшись в предельно жесткой форме от любых попыток «посредничества» со стороны западных лидеров и, вообще от переговоров с ними (Меркель даже не сумела связаться с ним по телефону). Тем самым он лишил своих противников такого важного элемента «цветной революции», как «разводку» законной власти на уступки под гарантии, которые, разумеется, никто не станет выполнять. Вместо Лукашенко с «обеспокоенными» представителями Запада беседовал Владимир Путин, популярно объясняя им, что в Беларуси у них ничего не выгорит.

Словом, исход путча был предрешен. Строго говоря, об этом можно было догадаться еще 9 мая, когда Лукашенко несмотря ни на что, все же провел парад Победы, показывая, что ни при каких обстоятельствах не намерен отступаться от некоторых своих принципов.