Сирт как красная черта для фельдмаршала Ас-Сиси
Юрий Котенок

Сирт как красная черта для фельдмаршала Ас-Сиси

О готовности Египта ввести в Ливию войска, перспективах главы ЛНА Хафтара и судьбе узника Шугалеяв интервью ИА «Аналитическая служба Донбасса» рассказал эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин.

- Египет угрожает ввести войска в Ливию. Насколько юридически обоснованы эти угрозы и вероятно само вторжение?

- Формально законным правительством Ливии является ПНС Ливии, которое признается большинством государств даже в условиях, когда оно контролирует лишь кусок Ливии и полностью зависит от Турции. Чтобы обойти эту коллизию, Египет пытается опереться на свои представления о национальной безопасности и безопасности ливийских граждан в условиях гражданской войны, а также позицию лояльных Хафтару ливийских племенных вождей, которые фактически приглашают Египет в Ливию. Также Каир ставит на саму ЛНА и парламент Ливии в Тобруке, который также поддерживает ЛНА. С чисто юридической точки зрения это сомнительная позиция, но с практической — вполне достаточная.

Вероятность вторжения обусловлена тем, будет ли Турция предпринимать усилия по захвату Сирта и авиабазы Аль-Джуфра. Они являются «красной линией» для Египта, и Египет это прямо заявил. Попытка штурма Сирта с очень большой долей вероятности приведет к прямому вводу египетской армии в Ливию, причем не только к Тобруку или Дерне, но и появлению египетских военных в районе Бенгази и нефтяных полей Киренаики, чтобы не допустить их захвата ПНС Ливии и Турцией. Если Турция даст заднюю и откажется от амбициозных планов в Ливии, перейдя к переговорам, то ввод египетских войск не понадобится. Египет также хотел избежать военного сценария, но тут уже скорее от Турции зависит, дойдет до него или нет.

Долина Нила в прицеле джихадизма

- Какую угрозу несет усиление позиций Турции в Ливии для Египта?

С одной стороны, у турок так или иначе появятся военные базы в Ливии, а, значит, они будут оказывать стратегическое давление на позиции Египта в Восточном Средиземноморье, которое сейчас является конфликтной зоной для целого ряда стран оспаривающих границы текущей и будущей шельфовой нефтедобычи. Усиление позиций Турции в Ливии укрепляют ее позиции в этих спорах. Кроме того, усиление Турции и ПНС Ливии приведет к очередному ренессансу джихадизма в Ливии (как за счет местных боевиков, так и за счет тех, кого Турция вывезла из Сирии), который военным правительством Египта расценивается как основная угроза безопасности страны. Это не удивительно, ввиду активности ИГИЛ на Синае и периодических атаках боевиков. Египет поддерживал Хафтара именно с прицелом на то, что тот сможет объединить Ливию под армейским руководством и задавить в Триполитании рассадники джихадизма, как он сделал это в Дерне. Турция помешала этим планам, а значит риски распространения джихадизма к западу от границы Ливии и Египта возрастают, в первую очередь, благодаря действиям Турции. Поэтому Египет прямо говорит о том, что эти действия напрямую угрожают национальной безопасности Египта.

Спонсоры, планы и позицииглавы ЛНА

- Каковы перспективы Хафтара?

- Египет прямо заявил, что договариваться Турции и ПНС Ливии надо с Хафтаром, но те вообще отказываются признавать в нем сторону переговоров. Хафтар понес значительные политические и имиджевые издержки вследствие поражений под Триполи и даже среди его спонсоров вполне серьезно обсуждается вопрос замены его на менее скомпрометированную фигуру. Поэтому в мае-июне его позиции действительно стали уязвимы. Впрочем, ряд спонсоров ЛНА вполне готовы поддерживать его и далее, особенно если не будет внятных кадровых альтернатив. Если ситуация будет развиваться по военному сценарию, то он точно не уйдет, в этом просто не будет смысла. А вот если будут возобновлены переговоры (например, в Риме), то его слабости и нежелание Турции вести с ним переговоры, будут повышать его политическую уязвимость, где для него будет конструироваться образ «помехи делу мира».

- Какова позиция России по поводу ситуации в Ливии?

- Россия, разумеется, оказывает определенную поддержку Хафтару, но на дипломатическом уровне поддерживает идеи Каирской декларации — реальное перемирие на линии фронта, возобновление прямых переговоров, создание нового легитимного правительства Ливии, которое включало бы в себя основные политические силы. Россия попутно ведет кулуарные переговоры с Турцией относительно будущего Ливии, но, по заявлению главы турецкого МИД Чавушоглу, пока что к общему знаменателю по этому вопросу стороны не пришли. Так что позиция России будет ситуативно зависеть от действий Турции и ее готовности к компромиссам. Вероятность этого достаточно велика, учитывая практику сотрудничества России и Турции в Сирии. Но на текущем этапе Россия поддерживает Каирскую декларацию, которую Турция пока что признавать отказывается. Это лишний раз напоминает нам о том, что Турция при Эрдогане для России не союзник, а ситуативный попутчик, с которым заключаются ситуативные взаимовыгодные сделки при всех различиях в целях и задачах сторон в регионе. Эти отношения очень сильно раздражают США, но в силу ухудшения отношений с Вашингтоном после провалившегося государственного переворота 2016 года, Турция нынче позиционирует себя как самостоятельного субъекта, который взаимодействует с разными игроками, даже если они враждебны друг другу.

Судьба Шугалея в руках Эрдогана

- Повлияет ли текущая ситуация на перспективы освобождения российских граждан, захваченных в Триполи? Каково будущее Шугалея?

- На текущем этапе ПНС Ливии и Турция отказываются идти на встречу России, несмотря на усилия МИД РФ в этом направлении. Очевидно, что пока между РФ и Турцией нет взаимопонимания в Ливии, турки вряд ли будут оказывать содействие для освобождения Шугалея, хотя этот вопрос и обсуждался на самом высоком уровне. Возможно, если Россия и Турция договорятся, боевые действия к западу от Сирта окончатся, а стороны перейдут к реализации Каирской декларации, то вопрос освобождения граждан РФ из плена будет решен в достаточно короткие сроки. Но пока что они являются очевидными заложниками сложившейся военно-политической обстановки.

Источник