Павел Воскобойников

Ближний Восток на пороге войны

Или куда девать 3 миллиарда «лишних» людей на земле?

Обстановка на Ближнем Востоке перманентно напряжена. Если достигнет кульминационной точки, то разрядится масштабными столкновениями и войнами. Ситуация приближается именно к такой точке. Вооруженные столкновения между военизированными отрядами ХАМАС и ФАТХ вызвали цепную реакцию роста напряженности в регионе. Не успев вступить в должность министра обороны Израиля, Барак приказал готовить план широкомасштабного вторжения в сектор Газа. Возрастает напряженность на сирийско-израильской границе, где обе стороны концентрируют войска и разбирают заграждения, что свидетельствует о подготовке к военному столкновению. Некоторые аналитики считают, что оно произойдет в середине июля. Вооруженным столкновениям в Ливане, длящимся с конца мая, не видно конца. Рядом – бурлящий Ирак и Иран. Словом, тучи на Ближнем Востоке сгущаются.

Как считает президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, ситуация в регионе приобретает неконтролируемый характер. На передний край вооруженной борьбы выходят наиболее радикальные группировки, а население радикализуется. Национально-освободительное движение, которое получило мощный импульс после вторжения американо-союзнической коалиции в Ирак, сегодня подменяется силами внутримусульманских расколов.

«Наблюдается скоординированность, особенно, по времени и месту трагических событий в Ираке, Ливане, Палестине, на границе Сирии и Израиля, нагнетание напряженности в отношении Ирана. Это происходит на фоне обострения проблемы Косово, которая усугубляет ситуацию на Балканах. Мы отмечаем усиление террористической активности на нашем Северном Кавказе и слияние этих процессов. На днях на севере Ливана были задержаны несколько чеченских боевиков с российскими паспортами. Трагические события происходят в Пакистане. В этот же момент активизировались грузинские власти в отношении Южной Осети и Абхазии. Большой регион одновременно приводится в силовое конфронтационное движение. Вряд ли это случайно. Можно говорить о балканизции Ближнего Востока. Тенденции те же - межэтнические, межконфессиональные столкновения на фоне тенденций к дроблению государств и территорий по типу Югославии. Уже говорят о разделе Ливана. Ирак будет поделен на три враждующих государства по типу Балкан. Мы видим сегодня, что делится Палестина», - так характеризует обстановку эксперт. По его мнению, налицо глобальное обострение борьбы за обладание углеводородными и в целом природными ресурсами, что ощущает на себе и Россия. Отсюда и самые неожиданные прогнозы.

Так, аналитики Национального Совета по разведке США полагают, что на фоне дефицита природных ресурсов происходит взрыв роста населения планеты. К 2015году, по этим прогнозам, 3 млрд. людей будут лишними на Земле. Возрастает потребление исчезающих природных ресурсов такими гигантами, как Китай, Индия, Объединенная Европа. Так что, все происходящее на Ближнем Востоке связано с этими глобальными процессами. Его игроками являются крупные транснациональные корпорации и стоящие за ними государства во главе с США. Израиль же заинтересован в том, чтобы в его окружении не было сильных, мощных и централизованных государств.

«За терактами и ростом насилия на Северном Кавказе, в Афганистане, на Ближнем Востоке всегда стояли и стоят спецслужбы разных государств, - полагает Леонид Ивашов, давая оценку геополитическим рычагам, задействованным на этом пространстве Евразии. - Что ожидать от развития ситуации? Оптимистических перспектив мы не видим. Раскручивается большая война, которая будет носить как межцивилизационный, так и внутрицивилизационный характер с целью разрушить и обезоружить исламскую цивилизацию. Огромная часть мира превращается в кипящую сумму регионов – Ближний и Средний Восток. Кавказ, Балканы. Кому выгоден огромный плацдарм нестабильности, становится ясно, если посмотреть на политику США разделять и властвовать. Они не избавились от своей геополитической мечты об однополярном мире и мировом господстве. В основе этого лежит острота борьбы за ресурсы планеты».

Можно ли изменить неблагоприятное развитие событий? И в этом вопросе эксперты крайне осторожны. «Только в рамках одного Ближнего Востока остановить негативные процессы невозможно. Нужен новый проект развития человеческой цивилизации, который мы называем проектом гармонии цивилизации, гармонии человека с природы. На фоне новой философии развития жизни будет определена концепция развития жизни Ближневосточного региона, - выразил точку зрения Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. - У России здесь более благородные цели, чем у других субъектов, участвующих в переговорах. Россия искренне хочет стабильности, мира и процветания этого региона. К сожалению. США, как активный участник, вряд ли заинтересованы в мире и процветании. У Европы третья позиция и т.д. Разновекторность усилий субъектов переговорного процесса и не дает оснований говорить о благоприятной перспективе».

Старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Владимир Ахмедов отметил появление новых видов конфликтов на Ближнем Востоке. «Положение пороговое, - предупреждает востоковед. - Может, точкой отсчета станет ситуация в Ливане, Палестине, на Голанских высотах и в Ираке. …В регионе многие не хотят войны. В военно-политическом руководстве Израиля есть представители, которые считают неоконченной «вторую Ливанскую войну». Какие цели тогда будет преследовать Израиль, начиная новую возможную войну, и как они будут согласовываться с возможными потерями? Этот вопрос актуален и для арабских соседей».

Владимир Ахмедов не видит ясных целей у Израиля для войны, потому что сейчас еще меньше оснований говорить о том, что они могли быть достигнуты во время предыдущей войны. Особняком выглядят обвинения Сирии в подготовке к войне. Этот вопрос не поднимался с 1967года, и Сирия спокойно жила в таком состоянии. Как полагает В.Ахмедов, вряд ли можно говорить о том, что Сирия готовится к войне: «В Дамаске достаточно вменяемое политическое руководство, которое очень хорошо просчитывает эти цели».

«Не ясна ситуация с целями и задачами, которые ставят американцы в Ираке. Декларированные США цели менялись неоднократно. 4-го июля они продекларировали защиту безопасности союзников США на Ближнем Востоке и собственной безопасности. Эта цель, на мой взгляд, иллюзорна, если учитывать расстояние от Ирака до США, - отметил Владимир Ахмедов. - Наиболее конкретная цель высказывалась после 2003г., когда вопрос об обнаружении следов ОМП и следов «Аль-Каиды» в Ираке отпал. Тогда в США заговорили об обеспечении себя нефтью. Это была не оговорка, а четкий политический шаг. Американцам нужно было дать понять, для чего ведется эта война. Не ради каких-то политических целей, а ради того, что касается каждого американца, имеющего не одну машину. Сегодня список целей меняется. О демократии говорят все меньше и меньше, потому что этот лозунг на практике был очень удачно использован движениями политического ислама.

…Отсутствие ясной цели и мотивации на Ближнем Востоке препятствует сознательному, осознанному началу военных действий, которое имеет все шансы повлечь за собой большую региональную войну, которая имеет все шансы превратиться в большой конфликт. С другой стороны, нельзя исключать случайность, которая может, вне желания той или иной страны, вовлечь ее в вооруженный конфликт. Это может быть террористический акт против ВМС США в Персидском заливе, теракт против Израиля, пограничный инцидент на Голанских высотах, в секторе Газа и т.д. Как выяснилось после «Второй Ливанской войны», и как следует из заявлений «Хезболлы» и Израиля, никто не ожидал, что инцидент на границе приведет к серьезной военной конфронтации».

В то же время генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что солидарность арабских сил в случае начала военного конфликта маловероятна: «По отдельным вопросам она будет проявляться, как арабский мир солидарно выступил против агрессии в отношении Ирака. Здесь великую роль могла бы сыграть Лига арабских государств, если бы у нее была стратегия развития арабского Востока и договоренности о консолидированных действиях. К сожалению, ее резолюции размыты и носят неконкретный характер, потому что некоторые страны неспособны проводить самостоятельную внешнюю и даже внутреннюю политику. Будем надеяться, что проблему арабского Востока будут решать сами арабы».

При этом аналитики Академии геополитических проблем считают, что Россия не желает дестабилизации и вооруженного насилия в регионе, примыкающем к российским геополитическим границам. От конфронтации Россия абсолютно не выигрывает; у нее вообще такая неконфронтационная линия внешнеполитического поведения. Даже военная доктрина России носит оборонительный характер. Москва однозначно не заинтересована во втягивании в конфликт. Россия, пусть и не так последовательно и активно, будет делать все возможное для стабильности Ближнего Востока. Удар по любой из стран затрагивает интересы России. Удар может прийти по арабским друзьям, политическим, экономическим и военно-стратегическим интересам России.

«Нужно делать все возможное для недопущения широкомасштабной войны в регионе, которая распространит зону нестабильности на Кавказ, Среднюю Азию и дальше. У России есть уникальная возможность посредничать в палестинском конфликте, содействовать примирению сторон, потому что только Россия имеет дело с ХАМАС, представители которого приезжали в Москву, за что она подвергалась критике, – говорит о перспективах Ближнего Востока и Палестины Владимир Ахмедов. - Но сегодня ситуация меняется – в Париж приглашены представители «Хезболлы». По некоторым сообщениям, представители испанских спецслужб активно контактируют с этой организацией. Заявления итальянских руководителей также говорят о пересмотре позиций. Это правильно, потому что без учета всех политических сил говорить о достижении согласия невозможно».

«Ливан и Израиль извлекли уроки из прошлогоднего военного конфликта. «Я позитивно расцениваю, что после этой войны ливанское руководство стало укреплять, а точнее, создавать свою армию. Армия нужна государству как его военная опора. «Хезболла» делает выводы и анализирует способы ведения боевых действий, укрепляя своих позиций. Всесторонний анализ военных действий был проведен и Израилем, начиная с разведки и применения тех или иных типов техники и родов войск. Думаю, что чувство поражения в израильских политических и военных кругах все время будет подпитывать жажду реванша, - размышляет Леонид Ивашов об уроках войны в Ливане прошлого года.

Между тем, генерал-полковник Леонид Ивашов весьма скептично оценивает самостоятельность внешней линии Москвы, в том числе и на примере отношения к многочисленным проблемам Ближнего Востока. Сирию и сегодня называют важным партнером России в политической, экономической и военной сфере, но при этом Россия не ведет себя в отношении Сирии, как самостоятельная крупная держава. Секрет прост, и с ним делится Леонид Ивашов: «Политика России подвержена давлению и со стороны Тель-Авива, и со стороны Вашингтона. Любые военные поставки со стороны России всегда рассматриваются сквозь призму отношения Вашингтона и Тель-Авива. К сожалению, Кремль к ним прислушивается. Как военный человек, я знаю, что существуют два принципа обеспечения национальной безопасности. Первый – обеспечение баланса сил. Второй – создание решающего превосходства в силах и средствах, что сегодня демонстрируют американцы и Израиль. Такой подход к обеспечению безопасности всегда чреват агрессивными устремлениями. Поэтому я выступаю за баланс сил на Ближнем Востоке. Каждое государство в соответствие с уставом ООН имеет право обеспечивать свою безопасность. Поэтому когда Россия под нажимом отказывается поставлять защитные комплексы ПВО С-300, для меня это неприемлемо. Произраильское и проамериканское лобби в Кремле не позволяет этого делать. Я за то, чтобы против Сирии не совершались акты агрессии. Никаких агрессивных устремлений в позиции Сирии не было, и нет. Ни одному из своих соседей она не угрожает атакой. Но, Сирия является объектом мощного давления потому, что пытается проводить самостоятельную и независимую политику. Государство, стремящееся быть независимым и во внешней среде, и во внутренней политике, подвергается давлению. Это мы ощущаем и в отношении Сирии. Ее хотят заставить служить чьим-то иным интересам».