ЕСПЧ: беспредел в законе
Петр Иванченко

ЕСПЧ: беспредел в законе

Принцип главенства международного закона в контексте западного правового нигилизма смертельно опасен

В свете попрания наднациональными структурами общепринятых правовых норм приоритет международного права над российскими законами не только абсурден, но и угрожает безопасности России.

Европейский суд по правам человека в угоду политическому заказу, в очередной раз продемонстрировал чудеса «нормативной эквилибристики», в том числе и фактически опровергнув принятые ранее им же решения.

На этой неделе Страсбургский суд отказался пересматривать решение по делу экс-сотрудника КГБ Станисловаса Дрелингаса, которого в Литве обвинили в том, что он якобы способствовал «геноциду» литовских «национальных партизан».

Формулировка выглядит, по меньшей мере, странно, если учесть, что согласно общепринятым правовым нормам геноцидом являются целенаправленные действия, с намерением уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу. К этому перечню некоторые специалисты добавляют еще и социальную группу. Но как бы то ни было, причислить к ним «партизан» (так в сегодняшней Литве называют профашистское террористическое подполье) никак нельзя, поскольку таковые являются политической или, скорее, криминальной (в зависимости от того, как трактовать их действия) группировкой.

Кроме того, советская власть, решая задачу по нейтрализации террористического бандитского подполья, вовсе не стремилась к физическому уничтожению его участников, о чем свидетельствуют многократно объявляемые амнистии, а также сравнительно мягкие приговоры многим задержанным и сдавшимся бандитам. Казнили, как правило, только тех, кто был реально виновен в военных преступлениях.

Впрочем, вернемся к делу «Дрелингас против Литвы». В 2015 году Станисловаса Дрелингаса осудили за участие в задержании командира «лесных братьев» Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса и его жены Бируте Мажейкайте в 1956 году и обвинили в «геноциде». Литовские суды постановили, что «партизаны» якобы представляли собой литовскую нацию, а само их задержание, последующий приговор и его исполнение было «уничтожением национальной группы». Они ссылались на положения Конвенции о геноциде 1948 года.

Отметим, что жертвами террористов становились не только и не столько сотрудники МГБ и милиции, военнослужащие и партийные работники. Гораздо больше от рук «лесных братьев» полегло мирных жителей, обыкновенных крестьян и рабочих, учителей и врачей, таких же, как и они литовцев, хотевших мирно жить и трудится. Их бандиты обвиняли в поддержке советской власти. Хотя действия «лесных братьев» тоже едва ли можно считать геноцидом, но стоит отметить, что в отличие от правоохранительных органов СССР, действовавших в данном случае против вооруженных противников, террористы наносили удары по населению, которое было несравненно легче «достать», чем милиционеров или чекистов.

Адольфас Раманаускас-Ванагас, задержанный Дрелингасом, непосредственно организовывал теракты против населения Литвы и руководил ими, его руки по локоть в крови мирных жителей, и потому он является преступником, вне зависимости от того, против кого и за какие «идеалы» он действовал.

Эти сведения вовсе не являются тайнами — все материалы по этим вопросам давно рассекречены, общедоступны и известны сотрудникам ЕСПЧ. Об этом свидетельствует и тот факт, что В 2016 году ЕСПЧ аннулировал приговор Верховного суда Литвы, который осудил за «геноцид» «партизан» бывшего офицера советской безопасности Витаутаса Василяускаса и его жену Мартину Жукайтене.

Тогда было признано, что в соответствии с нормами международного права геноцидом считаются только действия, направленные на полное или частичное уничтожение какой-нибудь национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Однако в аналогичном судебном процессе против Дрелингаса ЕСПЧ уже не увидел нарушений.

Дрелингас утверждал, что не может нести ответственность за судьбу задержанных, так как лично их не арестовывал и не принимал участия в дальнейших решениях. Его доводы были отклонены. После этого осужденный обратился в ЕСПЧ. Дрелингас указывал, что литовские суды применили к нему более широкое понятие «геноцид», которое использовалось в международном праве. Он подчеркивал, что «партизаны» являются не «этнической группой», а политической, поэтому оснований для приговора не было. Однако Страсбургский суд тоже отклонил его жалобу и согласился с выводами литовских судов. Затем заявитель потребовал пересмотра дела и передачи в Большую коллегию ЕСПЧ, но и в этом ему было отказано. При этом в Литве вердикт Страсбургского суда восприняли как признание «геноцида» во время «репрессий советского режима».

Необходимо так же отметить, что таким образом ЕСПЧ фактически приветствует ретроспективное применения отдельными странами уголовного закона, что напрямую запрещено Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

О политической причине столь странных решений Европейского суда можно и не говорить — они очевидны и хорошо известны. Отметим только, что здесь не срабатывает даже далеко не безупречный принцип «избирательного правосудия», приписываемый генералиссимусу Франко: «Друзьям — все, врагам — закон». Как мы видим, Страсбургский суд действует по принципу «друзьям — все», а тем, кого он назначил своим врагом, — «полный беспредел» вне каких-то рамок.

Кто именно является «врагом» для этой наднациональной структуры, а так же для всего «коллективного Запада», известно. Это наша страна и ее народ. Да и данный процесс нацелен не столько против очень пожилого человека, сколько против России, на которую теперь будут пытаться «повесить» «геноцид литовцев».

В отношении политических и правовых шулеров, каковыми сегодня являются все западные структуры, допустим лишь один принцип — «Не играть по их правилам», а еще лучше вообще не садиться с ними за стол.

Если же говорить о глобальном аспекте происходящего, то можно констатировать, что таким мелким жульничеством руководящие структуры коллективного Запада ускоряют его неизбежную гибель и подрывают последние опоры европоцентризма, базирующегося в значительной степени на идее примата законности.

И в этой ситуации Россия, вместо того, чтобы пытаться своей «законопослушностью» реанимировать разлагающееся и разваливающееся на глазах тело западного мироустройства, должна начать формировать вместе с другими здоровыми силами новые органы и механизмы международной регуляции.