Дорогие россияне станут киборгами к 2016 году
Сергей Спиридонов

Дорогие россияне станут киборгами к 2016 году

Признаться, что сравнительно недавние высказывания о приоритетном значении для отечественной науки нанотехнологических исследований вызвали у многих изумление, а то и некоторую тревогу. И думается, дело тут не только в некоем сходстве с неоднозначной декларацией о строительстве «энергетической империи». Дело в том, что с точки зрения многих современных футурологов развитие наноиндустрии несет человечеству отнюдь не только радости безбрежной халявы.

"До тех пор, пока мы не определимся, что, собственно, является продукцией с использованием нанотехнологий, здесь могут быть различные, в том числе и негативные, последствия. Необходимо эту продукцию в кратчайшие сроки стандартизировать, разработать регламенты, для того, чтобы у нас было единое понятие существа самого предмета" – заявлял еще в середине минувшего лета вице-премьер Сергей Иванов, курирующий эту отрасль.

Напомним, что 23 июля президент России Владимир Путин подписал закон о российской корпорации нанотехнологий ("Роснанотех"), которая будет финансировать проекты в области нанотехнологий.

Тогда же генеральным директором госкорпорации "Роснанотех" был назначен бывший зампред правления РАО ЕЭС, владелец финансовой группы "Алемар" Леонид Меламед. По некоторым сведениям, кандидатура господина Меламеда кроме первого вице-премьера, обсуждалась с его бывшим начальником, главой РАО ЕЭС Анатолием Чубайсом и главой Росатома Сергеем Кириенко. Поставленную перед ним задачу создать на основе нанотехнологий "национальную инновационную модель" господин Меламед, по сообщениям СМИ, сравнивает с разработкой "космической или атомной программы". Но, прежде всего ему предстоит разобраться, что такое нанотехнологии и как их можно использовать. На эти цели из бюджета только в ближайшие полтора года выделяется 130 млрд. руб.

Тогда эксперты говорили о том, что говорить о приоритетах и планах новой структуры можно будет лишь через 3-4 месяца.

Однако они ошибались. 12 сентября одна из центральных российских газет опубликовала материал, согласно которому в скором будущем «дорогие россияне» могут быть обеспеченны недорогими, качественными, и что особенно важно – отечественными имплантатами в свои мозги.

Минпромэнерго утвердило стратегию развития электронной промышленности до 2025 года. Приказ об этом Виктор Христенко подписал еще 8 августа, но, более месяца ушло на то, чтобы получить необходимые разрешения на ее публикацию. Сама разработка документа велась более года. Глава департамента экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго Станислав Наумов, указал, что к проекту было множество претензий как со стороны МЭРТа и Минфина, так и со стороны спецслужб, в частности ФСБ, - они настояли на рассмотрении стратегии в закрытом режиме.

Согласно существующему плану рубеж 0,09 мкм, отделяющий микроэлектронику от нанотехнологий, Россия перейдет не ранее 2011 года, зато к 2025 году Россия освоит нанотехнологии уровня 0,018 мкм. В результате, если верить разработчикам документа, уже в 2016-2025 годах в России "широкое распространение получат встроенные беспроводные наноэлектронные устройства, обеспечивающие постоянный контакт человека с окружающей его интеллектуальной средой, получат распространение средства прямого беспроводного контакта мозга человека с окружающими его предметами, транспортными средствами и другими людьми". "Тиражи такой продукции превысят миллиарды штук в год из-за ее повсеместного распространения", - указывается в документе.

Напрашивается вполне резонный вопрос: а что ж сейчас связь нашего мозга с окружающим миром – по проводам? И что за необходимость ускоренными темпами превращать людей в киборгов, реализуя самые мрачные сценарии фантастов?

Во-первых, сами темпы принятия решений, уверенность заявлений, привлечение к принятию решений (в том числе и кадровых) людей, связанных с наднациональными структурами, а также заявления разработчиков стратегии о необходимости теснейшего сотрудничества с развитыми странами, говорят о том, что все это лишь часть некоего глобального проекта.

Во-вторых, сама логика происходящего, особенно в контексте внедрения инноваций подобного характера говорит о том, что, прежде всего данные имплантаты будут использованы для контроля над людьми, и для непосредственного управления ими (а вовсе не для бесконтактного управления, скажем, трамваями).

Таким образом (если, конечно, мы имеем дело не с газетной уткой) есть все основания говорить о том, что мы вплотную приблизились к тому самому «электронному концлагерю» о котором уже давно предупреждали те, кого нам предлагали считать сумасшедшими.

Между тем приказ отдан, деньги выделены, сроки намечены. Правда, как свидетельствует история, отнюдь не все человеческие планы реализовывались. И это сильно обнадеживает.