«Томагавки» в степях Монголии?
Петр Иванченко

«Томагавки» в степях Монголии?

Все последние годы Соединенные Штаты создают очаги напряженности по всей планете. Теперь помимо пылающего Ближнего Востока и охваченной новой Холодной войной Европы усилиями американского руководства в зону жесткой конфронтации превращается Дальний Восток.

Когда Дональд Трамп анонсировал выход США из ДРСМД, к его заявлениям о намерении впоследствии воскресить этот договор и распространить его действие на Китай, отнеслись без должной серьезности. В самом деле, тот, кто стремится навязать кому-то «сделку» (именно такое обозначение договоров наиболее близко американскому лидеру), демонстративно при этом ее нарушая, не выглядит слишком убедительным.

Так что «китайскую тему», обозначенную шефом Белого Дома в вопросе ДРСМД, отнесли скорее к риторическим фигурам, с помощью которых Трамп стремился укрепить свою не слишком убедительную позицию по ликвидации договора, лежащего в основе европейской безопасности.

Однако именно китайская тема зазвучала сразу же, как США 2 августа официально вышли из ДРСМД. Уже на следующий день министр обороны США Марк Эспер, заявил, что Пентагон намерен разместить в АТР нацеленные на КНР ракеты средней дальности наземного базирования.

«Мы бы хотели сделать это как можно скорее, но такие вещи обычно требуют больше времени, чем ожидаешь поначалу», - сказал руководитель американского военного ведомства, подчеркнув, что США будут стремиться осуществить эти планы уже в ближайшие несколько месяцев.

Отметим, что, таким образом, Эспер засвидетельствовал, что американцы уже имеют в своем распоряжении такие ракеты, или же работы по их созданию находятся в финальной стадии. Если учесть, что заявление сделано на следующий день после официального выхода из договора, то оно равнозначно признанию того, что его положения Вашингтоном, который имеет или разрабатывает, запрещенное оружие, не соблюдались.

Но на эти нюансы увлеченный обличением «коварных китайцев» новый шеф Пентагона внимания не обратил. Он объявил, что развернуть эти ракетные системы США вынуждены, чтобы остановить рост влияния Китая в регионе и показать, что они настроены «решительно против тревожной модели агрессивного поведения, дестабилизирующего поведения Китая».

Согласно упрекам, озвученным в адрес КНР в Сиднее Марком Эспером и госсекретарем США Майком Помпео, можно сделать вывод, что Вашингтон с помощью этих ракет намерен остановить «милитаризацию Пекином островов в Южно-Китайском море», «государственную поддержку властями КНР кражи интеллектуальной собственности» и даже «хищническую экономику», выразившуюся, в том числе в «валютных манипуляциях».

То есть, с помощью военных угроз Вашингтон собирается «скорректировать в нужном русле» поведение Пекина. Подобным образом Дональд Трамп пытался воздействовать на КНДР, что отнюдь не принесло США успеха.

Пока же озвученные ракетные планы США в АТР повергли в ужас американских региональных союзников. Так, власти Австралии (где и состоялось нашумевшее выступление глав Пентагона и Госдепартамента) немедленно высказались о неготовности разместить американские ракеты средней дальности на своей территории, даже не дожидаясь реакции Пекина на выступление американских гостей.А она себя не заставила ждать.

Внешнеполитическое ведомство КНР предупредило, что Пекин будет вынужден принять контрмеры в случае размещения американских ракет средней дальности там, откуда они будут угрожать КНР.

«Мы рекомендуем странам региона взвешенно смотреть на процессы и отказаться от размещения на своей территории американских ракет. В противном случае это станет фактором дестабилизации ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе», - обратился к американским союзникам в АТР МИД КНР.

А где, собственно, американцы собираются и могут разместить эти ракеты, если не считать собственных островов?

Главные американские союзники США в регионе — Япония и Южная Корея. Однако в Японии действует безъядерный принцип: не иметь, не ввозить и не производить ядерное оружие. И маловероятно, что Токио отступит от него ради сомнительной чести стать законной мишенью китайских ракет. Да, ракеты, в том числе и с ядерными боеголовками находятся на кораблях ВМС, находящихся на японских рейдах. Но это, как бы, не наземное базирование.

Можно не сомневаться, что и Сеул не станет рисковать своими отношениями с Пекином, причем, не только экономическими. От Китая, в немалой степени зависит и процесс нормализации отношений между Северной и Южной Кореями, который вроде как сдвинулся с мертвой точки.

Пакистан в последнее время практически утратил статус американского союзника, а вот с Китаем его связывает стратегическое партнерство. Индия, при всех ее сложностях в отношении с КНР, по целому ряду причин не пойдет на размещение на своей территории иностранных ударных ракетных систем, нацеленных против третьей страны. То же самое можно сказать про Филиппины, Индонезию, Малайзию, Таиланд и Мьянму.

В последнее время Вашингтон усиленно «обхаживает» Вьетнам именно в контексте возможных совместных программ на предмет «сдерживания Китая», однако и тут успех маловероятен. Трудно представить себе согласие Ханоя на возвращение на вьетнамскую землю американских военных.

Можно так же упомянуть достаточно подозрительную активность США на монгольском направлении.

Напомним, что не так давно эту страну посетил советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, что само по себе весьма симптоматично. А в конце июля и вовсе в Вашингтоне состоялись переговоры Трампа с монгольским коллегой Халтмаагийном Баттулгой, на котором помимо прочего «обсудили вопросы безопасности и обороны».

Разумеется, в контексте всего вышеизложенного такой внезапно проснувшийся интерес Вашингтона к этой стране не случаен. Особенно, если учесть географическое положение родины Чингиз-Хана.

Если Белому Дому удасться настолько заинтересовать руководство Монголии, что оно согласится на размещение на своей территории американских ракет средней дальности, то под их ударом окажется не только весь Китай, но и большая часть России. Соответственно, с минимальным подлетным временем.

Если американцам удасться заполучить такой козырь, то у них появятся действительно серьезные аргументы в споре с Россией и Китаем.

Впрочем, вне зависимости от того, где и когда будут размещены ракеты, сделанное заявление уже обеспечило рост напряженности.

На фоне озвученных планов США по размещению ракет средней дальности в Азии чуть не потерялся их призыв к продлению СНВ-3. И это, вроде как миролюбивое предложение, вызывает странное чувство.

Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений был заключен на десять лет в 2010 году тогдашними президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой.

Согласно этому документу, обе страны обязались сократить свои ядерные арсеналы и не увеличивать их до уровня более 1550 боезарядов. Число развёрнутых баллистических ракет как межконтинентальных, так и находящихся на подводных лодках и стратегических бомбардировщиках, не должно превышать 700 единиц. Так же ограничивалось количество пусковых установок для баллистических ракет и тяжёлых бомбардировщиков.

Развёртывание стратегических наступательных вооружений за пределами национальной территории двух стран запрещалось полностью.

Договор вступил в силу 5 февраля 2011 года, его действие истекает 5 февраля 2021 года, и Теперь Вашингтон предложил его продлить. Но, с оговорками. США хотят, чтобы действие этого договора было бы распространено на Китай, а, возможно, и на другие страны.

Хотя об этом не говорится прямо, но контекст заявления, содержащегося в совместной резолюции, принятой по итогам 29-х ежегодных консультаций министров США и Австралии, которые прошли 4 августа в Сиднее (в рамках которых и прозвучали все упомянутые выше выступления), говорит о том, что прежний двухсторонний формат соглашения американцев более не удовлетворяет. И, скорее всего, в прежнем виде он продлен не будет.

Рассчитывать при этом на то, что Пекин после всех агрессивных выпадов в свой адрес решит присоединиться к договору, который США, по всей вероятности, не соблюдает (есть информация о наличии американского ядерного оружия в Европе, то есть за пределами национальной территории), наивно.

Это наводит на мысль, что Вашингтон готовит разрушение и СНВ-3 под «благовидным» предлогом отказа Китая, без участия которого договор, якобы, теряет смысл.

Все это говорит о том, что США последовательно и целенаправленно рушат остатки архитектуры международной безопасности. Для чего? Скорее всего, чтобы попытаться навязать миру новые правила игры и рамки безопасности, Причем не столько с позиции силы, которая все чаще ставится под сомнения, сколько с «позиции неадекватности». Это когда приходится принимать, по крайней мере, часть условий явного психа, недоговороспособного, но очень опасного.

Насколько оправдаются надежды американцев на такую тактику, сказать сложно. Но в эскалации напряженности по всему миру у Вашингтона есть и другой интерес, поскольку складывающаяся ситуация несет американскому ВПК огромную прибыль, а также позволяет «подтянуть» расслабившихся в последнее время союзников, поставив их перед жестким вопросом: «так вы с нами, или с ними?».