Россия надеется укрепить позиции в транспортировке углеводородов

Несмотря на соглашение с Газпромом, фиксирующим отпускную цену на туркменский газ на 2007-2009 гг., президент Гурбангулы Бердымухаммедов настаивает на ее повышении уже с 2008 г. на 30%. В результате подписание Прикаспийского соглашения зависит от принятия ценовых условий Туркмении на газ, поступающий по уже действующим и предполагаемым  российским трубопроводам, сообщает РИА Новости.

Россия сегодня  не является монополистом транспортировки центральноазиатских углеводородов. Поэтому Москва ищет варианты укрепления своих позиций в этой сфере и рассматривает взаимовыгодные экономические проекты в сфере совместного освоения энергоресурсов и транзита.

В середине мая 2007 г. на саммите России, Казахстана и Туркмении президенты этих стран договорились подготовить проект межправительственного соглашения о создании консорциума по строительству Прикаспийского трубопровода. Он предполагает строительство дополнительного участка трубы из Туркмении через Казахстан, в Россию вдоль побережья Каспийского моря и увеличение тем самым мощности действующего газопровода Средняя Азия - Центр-4 с 1-2 млрд куб. м в год до 10 млрд куб. м. Мощность действующего газопровода Средняя Азия-Центр-3, соединяющего Туркмению, Узбекистан, Казахстан и Россию, предполагается увеличить на 20 млрд куб. м в год. В итоге объединенный Прикаспийский газопровод может обеспечить к 2014 г. рост потока газа из Средней Азии в Россию с 60 млрд куб. м до 90 млрд куб. м в год.

Если договор о строительстве Прикаспийского газопровода будет заключен, то будет затруднена реализация альтернативного Транскаспийского газопровода (по дну Каспийского моря). Его строительство для переброски казахского и туркменского газа в Азербайджан и последующего заполнения газопровода Nabucco Еврокомиссия назвала приоритетным для энергетической безопасности единой Европы в новой энергостратегии ЕС.

По мнению Москвы, эта энергетическая магистраль несет серьезные риски и угрозу благополучию всего региона. По глубокому убеждению российской стороны, вопросы прокладки таких трубопроводов должны решаться с участием всех прикаспийских государств, вне зависимости от того, о какой трассе идет речь. Москва и Тегеран выступают против прокладки трубы по дну моря, мотивируя это как экологическими соображениями, так и нерешенностью вопроса международно-правового статуса моря. Параллельно Москва выражает беспокойство по поводу экологической целесообразности каспийских транспортных проектов в целом, обосновывая это высокой сейсмической активностью Каспийского региона и, как следствие, возможными авариями, последствия которых могут стать катастрофическими.

Строительство газопровода Nabucco из Турции в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию должно было начаться в 2007 г. Однако у него до сих пор нет гарантий поставок газа. К тому же экономика  проекта вызывает большие сомнения - слишком большие расстояния и транзитные риски. Изначально этот проект был ориентирован на иранский газ. Однако из-за близких к состоянию войны отношений Вашингтона с Тегераном проект оказался в сложном положении. Кроме того, Газпром ведет с властями Ирана переговоры о совместной разработке месторождений в обеих странах и координации действий на рынках сбыта.

В Баку же публично заявили, что могут присоединиться к проекту только в 2012 г., когда добыча месторождения Шах-Дениз выйдет на проектную мощность - 16 млрд куб. м.

Туркмения в ноябре 2007 г. дала принципиальное согласие на участие в строительстве Транскаспийского трубопровода. Во время  своего  недавнего  визита в Брюссель президент Бердымухаммедов подписал соответствующий меморандум.

Президент Казахстана, в свою очередь, не отвергает рассмотрения этого проекта, но никаких официальных документов с ЕС о согласии на участие в поставках официальная Астана не подписывала.

Кроме того, сообщает РИА Новости, существует проект третьего газопровода из Туркмении через Казахстан в Китай. Весной и летом 2007 г. Ашхабад и Астана подписали договоры о строительстве газопроводной системы из Центральной Азии в КНР. Но доказанных запасов газа в этих странах недостаточно для реализации всех предполагаемых проектов.