Россия укрепляется в Арктике
Константин Сивков

Россия укрепляется в Арктике

В Вашингтоне сильно нервничают по поводу своих нереализованных возможностей в Северном Ледовитом океане. Но любые претензии американцев на Северный морской путь, соединяющий Европу с Тихим океаном и Юго-Восточной Азией, заранее носят провокационный характер, заявил заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан I рангаКонстантин Сивков. Эксперт объяснил, почему США не в силах отнять у России эту важнейшую коммуникацию.

По словам доктора военных наук, в настоящее время Россия прочно контролирует Севморпуть, поскольку на ее территории в настоящее время расположены все необходимые элементы его инфраструктуры. Речь идет о лоциях, отслеживании изменений рельефа дна и обеспечении проводки судов ледоколами. Сюда же можно отнести и тему береговой инфраструктуры в части обеспечения безопасности при аварийных ситуациях, а также вопросы, связанные с наземными средствами обеспечения навигации, маяками, фарватерами и др. «Общеизвестный факт: без инфраструктуры пользоваться Северным морским путем невозможно чисто технически», — отметил собеседник ФАН.

Эксперт объяснил, почему США не в силах отнять у России Северный морской путь

Благоприятное для России место

Тем не менее, не так давно в США снова подняли вопрос о том, что Севморпуть не является зоной исключительно российских интересов. В частности, командующий ВМС США адмиралДжеймс Фоггозаявил, что США «не позволят России и Китаю господствовать в Арктике и контролировать Северный морской путь», в связи с чем будут пересмотрены оперативные планы Пентагона в этом регионе.

Ранее госсекретарь СШАМайк Помпеопосле переговоров с главой МИД ИсландииГудлаугуром Тором Тордарсономзаявил, что действия России в Арктике «представляют риск для свободолюбивых стран».

Более предметно на этот счет выразились в Лондоне, заявив, что Великобритания будет наращивать свое присутствие в Арктике, чтобы защитить северный фланг НАТО от России.

В ответ Россия еще раз напомнила о том, что прочно удерживает ситуацию под контролем.

В частности, вице-премьер правительства РФ по ВПКЮрий Борисованонсировал новые правила использования иностранными военными и гражданскими судами Северного морского пути. Отныне их экипажам придется уведомлять российские власти о своих планах по проходу за 45 суток и в обязательном порядке брать на борт российских лоцманов. «Эта территория — сфера интересов России. Своего мы не упустим и не отдадим», — недвусмысленно выразил официальную точку зрения Москвы Юрий Борисов.

Константин Сивков в беседе с военкором ФАН подтвердил, что Арктика является вожделенным регионом для наших многовековых «партнеров», которые безуспешно пытаются ограничить действия России у ее собственных берегов. «В силу географических условий Северный морской путь, как зона возможных боевых действий, находится в исключительно благоприятном для России месте», — напомнил военный эксперт.

И это действительно так: Россия имеет непосредственный выход на стратегическую коммуникацию, тогда как США отдалены от нее и могут действовать лишь с Аляски. Как считает доктор военных наук, одной из главных проблем, которая так раздражает американцев, являются ограниченные возможности их авиации в арктическом регионе. «Соединенные Штаты способны действовать авиацией только в радиусе Берингова моря, а на севере — пределах Баренцева моря», — напомнил Сивков.

Эксперт объяснил, почему США не в силах отнять у России Северный морской путь

Сил и средств в Арктике у Вашингтона нет

Но проблемы на севере преследуют американцев и в водном пространстве. Использование атомных подводных лодок в районах Северного Ледовитого океана сопряжено с огромным риском. «Подледная обстановка требует буквально героического поведения от подводников, ибо в случае аварийной ситуации шансов спастись у них подо льдом нет никаких. Я уже не говорю о случаях ведения боевых действий», — считает собеседник ФАН.

К тому же, моря Северного Ледовитого океана, прилегающие к российскому побережью, достаточно мелководны. С учетом тяжелой ледовой обстановки, действия там атомных подводных лодок будут чрезвычайно затруднены и возможны лишь в нескольких районах. Именно поэтому оказать сколь-нибудь серьезное противодействие нашему ледокольному флоту потенциальный противник не сможет, полагает эксперт.

Кстати, этот факт косвенно признали и в Пентагоне. Тот же адмирал Фогго скромно отметил, что американские компании «не заинтересованы» в Северном морском пути, так как большинство судов США слишком… велики для тех вод. На самом деле, реальность такова, что в этих условиях сил и средств для ведения полноценных боевых действий в Арктике у Вашингтона нет, за исключением стратегической авиации. «Она может применять противокорабельные ракеты «Гарпун» и стратегические крылатые ракеты «Томагавк», но те бьют по наземным целям», — охарактеризовал боевые возможности стратегической авиации США в Арктике капитан I ранга Сивков.

Отдельно стоит отметить, что климат, отдаленность коммуникаций и, собственно, ограниченные силы стран НАТО на северном направлении сводят к минимуму угрозу высадки крупного десанта на российском побережье. Те же американцы не способны десантироваться без авиационного прикрытия и завоевания господства на море. «Высадить отдельные диверсионно-разведывательные группы для решения частных задач с последующей их эвакуацией Штаты могут. Хотя при этом возникает вопрос эвакуации — чем и как?» — напомнил собеседник ФАН.

Эксперт объяснил, почему США не в силах отнять у России Северный морской путь

Русский океан

Таким образом, выбор средств у американской стороны на самом деле невелик. Отсюда и постоянные заявления негативного плана. «Неудовольствие США могут выражать долго и серьезно. Но без уничтожения сил Тихоокеанского и Северного флотов ВМФ России американцы доступа к Северному морскому пути не получат. Но даже разгромив, в теории, наши флоты, полноценно использовать Севморпуть они не смогут, если только не возьмут под контроль все северное побережье Российской Федерации», — рассказал Константин Сивков.

О шаткости положения США в Арктике и эфемерности их претензий на коммуникации в российской зоне влияния говорит уже тот факт, что в своих выступлениях в СМИ командующий ВМС США апеллирует к Арктическому совету — международной организации из восьми стран-участниц, включая США и Россию, которая пока лишь отметилась форумами и резолюциями по охране окружающей среды в регионе.

На самом деле, в Вашингтоне пытаются использовать любой формат для ограничения действий России на этом ключевом и перспективном, с точки зрения освоения углеводородных ресурсов, направлении, уверен эксперт.

«США игнорируют заранее установленные зоны влияния в Северном Ледовитом океане. Тогда и мы имеем право спокойно ходить у побережья Аляски, в других местах, где нам заблагорассудится», — отметил Константин Сивков, напомнив, что у России — самая большая зона ответственности в Арктике.

По словам военного аналитика, американцы целенаправленно занимаются эскалацией мировой напряженности и создают конфликты, которые разрушают договорную базу существующей цивилизации. «Передел зон влияния в Арктике и других регионах мира ведет к войне», — предупредил собеседник ФАН.

Эксперт объяснил, почему США не в силах отнять у России Северный морской путь

Долгосрочные планы России

Как известно, Россия подает заявки в ООН, чтобы получить приоритетное право на добычу ресурсов на арктическом шельфе. В 2018 году в РФ принята госпрограмма по развитию Арктики и Северного морского пути до 2025 года. Россия содержит здесь ледокольный флот и реанимирует береговую инфраструктуру. В настоящий момент рассматриваются вопросы прокладки железнодорожных магистралей за Полярным кругом в условиях вечной мерзлоты.

КаксообщалоФАН, Россия модернизирует большинство аэродромов в Арктической зоне в ближайшие годы, что сделает их всесезонными и позволит принимать самолеты всех типов. Такое заявление сделал начальник морской авиации Военно-морского флота РФ генерал-майорИгорь Кожин.

Эти другие факты говорят о том, что Россия имеет долгосрочные планы в Арктике и усиливает там свои позиции. Кроме того, РФ готова к любым неожиданностям, которые могут создать страны Североатлантического альянса.

Источник