Петр Иванченко

Раввин предлагает лечить православных

Руководитель Института изучения иудаизма в СНГ раввин Адин Штейнзальц считает Церковь источником нелюбви к евреям, встречающейся в российском обществе. Так, в недавно опубликованном интервью журналу «Профиль» он заявил следующее: "Как это ни странно прозвучит, но в России источниками антисемитизма остаются Церковь и христианская теология". По его мнению, в России антисемитизм растет "сверху", а не "снизу", и "все его значимые волны по разным причинам создавались властями". В то же время раввин подчеркнул, что в России "людей, придерживающихся православной теологии, несравнимо меньше людей, посещающих церковь. Поэтому влияние фактора антисемитизма сегодня не очень значимо".

"Антисемитов не нужно сажать в тюрьму. Их лучше лечить. Существующий антисемитизм - скорее душевная болезнь. Есть юдофобия, есть русофобия, есть ксенофобия. Есть агрофобия, когда человек боится высоких предметов. Что ему нужно делать? Лечиться", - считает Штейнзальц.

Фактически делая знак равенства между православием и антисемитизмом, раввин заявляет, что антисемитов надо лечить. Иными словами, можно сказать, что Штейнзальц считает православных душевнобольными и предлагает их помещать в психиатрические больницы. Как собственно и поступали коммунисты на излете своей власти, когда уже за веру не расстреливали.

Это далеко не первое антихристианское и русофобское заявление данного раввина (как насчет 282 статьи УК РФ?). В своей книге "Иудаизм и христианство" Адин Штейнзальц пишет: "Еврейское вероучение различает ряд степеней приближения к святости. Есть люди, которых мы называем цадиким - праведники. Есть и другие: грешники, преступники, злодеи. Однако все они евреи. Но существует преступление, которому нет равных, совершивших его называют мешумадим - уничтоженные. Это те, кто изменил вере отцов. Гораздо лучше быть законченным негодяем, последним подлецом, чем креститься. Я не составляю сейчас портрет вероотступника, а говорю о его социальном статусе в еврейской среде. Такой человек стоит на самой нижней ступеньке, он - предатель. Не просто дезертир, а настоящий перебежчик, переметнувшийся в лагерь злейших врагов своего народа".

Следует отметить, что к великому сожалению данные пассажи не являются исключительно частным мнением одного отдельно взятого Христо- и руссоненавистника. Этот взгляд не только разделяют многие авторитетные представители иудаизма, но и на основе его строят программы по «улучшению», «модернизации христианства».

В этой связи приведем позицию авторитетного в иудейской среде автора Пинхаса Полонского изложенную в книге «Евреи и христианство». Он полагает, что в западном христианстве с его точки зрения произошли позитивные сдвиги. Главной причиной которых стал так называемый холокост, или как пишет автор – Катастрофа.

«Нужно отметить, что Катастрофа, как важнейший аспект Второй мировой войны и европейской вины за антисемитизм, чрезвычайно сильно вошла в сознание европейцев - и мы зачастую даже не представляем себе, до какой степени. В некоторых государствах, в частности во Франции, существует уголовная ответственность за отрицание Катастрофы. Насколько глубоко такая вещь должна войти в общественное сознание, чтобы стать законом! (Представьте себе: может ли где-то у нас, например, быть установлена уголовная ответственность, за то, что какой-то гражданин что-то скажет про какое-то третье государство!? Это же в некотором смысле нарушение принципа свободы слова: человек декларирует: "Я не верю, что немцы истребляли евреев", - и за это его сажают в тюрьму!) Итак, в западном сознании Катастрофа была осознана с необычайной силой…

...На языке понятий западной христианской культуры все это изменение называется "теология после Освенцима"…

…Перестройка католической церкви, предпринятая на Втором Ватиканском Соборе выразилась в отношении евреев в следующем: Во-первых, было признано, что "теология презрения" исторически явилась фундаментом антисемитизма, и она была осуждена и "отменена". Были пересмотрены и отменены все антисемитские положения исторического христианства. Было отменено то, что "на евреях лежит ответственность за распятие Иисуса", анти-еврейские фразы были убраны из молитвенника (например, было исключено высказывание "против вероломных иудеев", которое читалось, на Страстную пятницу), были скорректированы и некоторые другие моменты.

Конечно, можно сказать, что эти антисемитские положения христианства уже привели, в течение веков, к непоправимым последствиям, гонениям, погромам и т.д., и все это так просто не исправишь - но, тем не менее, то, что эти положения стали пересматриваться все же чрезвычайно важно. ..

Развивая эти идеи, Иоанн-Павел II провозгласил, что иудаизм продолжает быть "живой религией", и что "Первый" [Ветхий] Завет продолжает быть действенным заветом с Богом, и евреи "получают спасение в рамках этого Завета". Иными словами, вывод таков: евреям не требуется креститься, чтобы получить спасение. В соответствии с этим, всем католическим организациям было дано указание прекратить всякую миссионерскую деятельность по отношению к евреям».

В отношении нашей Церкви  Полонский заявляет: «Этот путь во многом прошли католики и протестанты. Его пока что не прошли православные, поскольку они в этот период практически не имели возможности самостоятельного духовного мышления…». Любопытно, что автор не считает иудофилию католичества необратимой: «В отличие от ситуации даже 30-летней давности, большинство католиков живет сейчас не в Европе, большинство кардиналов - не белые. И, если, например, следующим Папой будет представитель Южной Америки, где католические священники вместе с коммунистами борются за "социальную справедливость", то весь вопрос про евреев будет, возможно, казаться вопросом из прошлого века. А если следующий Папа будет из Африки, то у него могут быть вообще совсем иные представления о жизни и ее приоритетах. И поэтому не известно, что будет с переменами, произошедшими за последние 50 лет в католицизме: будут ли они закреплены или, наоборот, все развернется совсем в ином направлении».

Пинхас Полонский опасается усиления влияния в католичестве неевропейцев, которых даже при всей еврейской изобретательности никак нельзя «пристегнуть» к «греху холокоста», на основании которого можно было бы развить комплекс вины перед евреями до нужной кондиции.

Всеми силами еврейские авторы стараются вывести антиеврейские программы нацистской Германии из христианства, при этом, абсолютно опуская тот факт, что германский национал-социализм был не просто индифферентен к христианству, но был прямо враждебен ему. И уж во всяком случае, христиан нацисты уничтожили в тех же концлагерях куда больше, чем иудеев. Тем не менее, один из историков «холокоста» Рауль Хилберг в своем фундаментальном труде «Уничтожение европейских евреев» рассматривает «окончательное решение еврейского вопроса» в преемственности с христианским преследованием евреев. Он выделяет три типа антиеврейской политики, следовавших один за другим с тех пор, как христианство стало государственной религией в Римской империи (IV в. н. э.) – обращение в христианство, изгнание  и уничтожение. Хилберг пишет: «Христианские миссионеры говорили нам (евреям), в сущности, следующее: вы не имеете права жить среди нас как евреи. Пришедшие им на смену светские правители провозгласили: вы не имеете права жить среди нас. Наконец, немецкие нацисты постановили: вы не имеете права жить… Следовательно, нацисты не отбросили прошлое, они основывались на нем. Не они начали этот процесс, они лишь завершили его».

На сайте "Заметки по еврейской истории": http://berkovich-zametki.com также можно встретить утверждения, что «холокост» должен стать мерилом истинности для христианства: «После Холокоста изменение отношения христианской церкви к евреям и иудаизму становится «категорическим императивом». Это, безусловно, непростая задача. Эмиль Факенхайм пишет: «Церковному христианству легче всего отбросить древнее обвинение в богоубийстве, труднее – увидеть корни антисемитизма в Новом Завете, но самое трудное для него – признать тот факт, что евреи и еврейская вера все еще живы. Сохранение еврейства после прихода христианства оказалось неудобным обстоятельством для теологов, они стали воспринимать иудаизм как некое ископаемое, анахронизм, тень… Нелегко признать, что и евреи, и еврейская вера прошли несломленными через целую эру христианства».

Речь, конечно, идет не о хирургическом лечении «больного» христианства, не о признании христианской веры чем-то порочным, неспособным более распрямить человека. Нет, речь идет о новой ориентации в мире, который радикально изменился после Холокоста. От Нового Завета естественен переход к самому глубокому пласту - к смысловому центру христианства, христианскому учению об Иисусе из Назарета как о Мессии (Христе) и Сыне Божьем. Размышления современных теологов над этими вопросами привели некоторых из них к убеждению, что после Освенцима и смысловой центр христианской догматики должен выглядеть по-иному».

Но нелепость подобных рассуждений становится совершенно ясной, если учесть, что предсказание «холокоста» – бывшего или грядущего содержат книги Нового Завета: «Уже и секира при корне древ лежит: всякое древо, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». (Лк. 3:9) «Лопата Его в руке Его, и он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугосимым» (Лк. 3:17) «Да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом». (Лк. 11:51) «Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною». (Лк. 19:27) «И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что не узнал времени посещения твоего». (Лк.19:44)

Исходя из этого, можно уверенно утверждать, что трагедия европейского еврейства являлась Божьим вразумлением, прежде всего им самим, а уже потом – христианам, и поэтому требует пересмотра не христианской, а именно еврейской «теологии». Также следует отметить и то, что нацизм, как и коммунизм, кстати, стал результатом не христианства, а отступления от него, результатом процесса секуляризации, происходящей, кстати, при активном участии европейского еврейства. Можно вспомнить, кстати, и участие еврейского капитала в выдвижении во власть нацистов. Но как мы видим, иудеи не вразумились и выводов из происшедшего не сделали: «И хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих». (Отк. 16:11) Более того, они всеми силами стараются переложить вину свою на христиан, и постараться убедить их в том, что они действительно кругом и во всем виноваты перед евреями. В отношении Запада это пока что в основном удается, с Россией – пока нет.

«В хоре голосов представителей различных христианских конфессий, гневно осуждающих антисемитизм, не слышно только голосов высших иерархов Русской Православной Церкви. Если они и встревожены тем, что «некоторые лица и группировки соединяют антисемитизм с Православием», то выдвигают те же аргументы, которыми пользовался и Бердяев. Мы знаем, что традиционная христианская теология позволила Церкви молчать все те годы, когда нацисты уничтожали европейское еврейство. Здесь важно напомнить, что тема «холокоста» – не «чужая» для России и других республик бывшего СССР. Из шести миллионов евреев, умерщвленных во время Катастрофы, полтора миллиона были гражданами СССР в старых (до 1939 года) границах. Гитлеровцы не смогли бы этого сделать без помощи коренного населения. Известно, что датчане спасли почти всех своих евреев. Историки знают также, что многие коренные жители оккупированных нацистами территорий СССР активно участвовали в уничтожении евреев. Известны погромы, которые местное население устраивало после ухода Красной Армии и до вступления гитлеровцев. Много фактов об участии украинцев, литовцев, белорусов в геноциде евреев приводится в фундаментальной монографии Доры Левин «Холокост».

Молчит Русская Православная Церковь и сейчас, хотя налицо - рост агрессивного национализма и антисемитизма в российском обществе». - Сообщает нам тот же сайт «Заметки по еврейской истории». Последняя цитата дает ответ на многие вопросы. Например, на то, почему в последние годы так усиленно муссируется в отечественных СМИ и литературе тема коллаборационизма на оккупированных нацистами советских землях? Для чего постоянно поднимаются вопросу о реабилитации лиц, казненных за сотрудничество с нацистами?  И почему среди занимающихся этой темой исследователей и правозащитников, так много евреев? Ответ прост – они усиленно формируют миф о массовом участии в уничтожении евреев советских граждан. Делается это для того, чтобы и на нашу страну возложить ответственность за «холокост». Не только, и не столько, чтобы потом потребовать репарации и компенсации. Главная задача – разрушить «лагерь злейших врагов еврейского народа» (по выражению Штейнзальца) – «не покаявшуюся» перед христоненавистниками Русскую Православную церковь, исказив ее догматы и вероучение. В этом свете понятен и смысл «уроков толерантности», посвященных международному дню памяти жертв холокоста, прошедших во всех московских школах по распоряжению правительства столицы.

Пора назвать вещи своими именами: в лице так называемой «толерантности» и преклонения перед «холокостом» мы имеем религиозный культ антихристианской направленности.