Антон Кривенюк

Абхазы разочарованы Западом и российскими СМИ

Весенний Сухуми днем 30-го апреля наблюдал давно забытую картину. По улицам в сопровождении милицейских машин с мигалками двигалась большая колонна миротворцев, из-за чего движение на центральных улицах города было парализовано в течение некоторого времени. Днем раньше такая же колонна проследовала в сторону границы с Грузией по железной дороге. Это увеличение численного состава российского миротворческого корпуса в зоне грузино-абхазского конфликта на практике.

Согласно заявлениям российского МИД увеличение численного состава миротворцев связано с наращиванием грузинской стороной вооружения в непосредственной близости от границы с Абхазией. Глава внешнеполитического ведомства Российской Федерации прямо заявил о том, что если гражданам России в Абхазии будет угрожать опасность, Россия не останется в стороне. Также сообщается, что увеличение контингента миротворцев не противоречит Московскому соглашению 1994 года и преследует цель добиться сохранения мира в зоне грузино-абхазского конфликта любой ценой.

Сегодня фактически Россия заявила о беспрецедентной важности для нее сохранения мира и стабильности в регионе. А еще фактически создается двойная цепь обороны Абхазии от Грузии. Судите сами. Коллективные силы по поддержанию мира СНГ могут довести численность личного состава миротворческого контингента до более чем трех тысяч человек. В условиях Кавказа, учитывая реальную боеспособность, наличие современного оружия, высокий профессионализм, миротворцев вполне можно назвать реальной армией. А, учитывая последние заявления российского МИД можно не сомневаться, что миротворцы в случае возникновения вооруженного конфликта станут реальной военной силой. Второй цепью фактической обороны являются собственно Вооруженные силы Абхазии. В Грузии есть наивное восприятие того, что это некое подобие бандформирований с соответствующим оснащением и руководством. Глубокое заблуждение. Не важно за счет каких ресурсов, но современная абхазская армия - это компактная, современная и боеспособная армия. Это совсем не те Вооруженные силы, которые выигрывали войну в 1993 году. Хотя костяк людей, имеющих реальный боевой опыт, - громадное ее преимущество. Именно эти две цепи обороны и предопределят новый режим безопасности.  

Еще одна фактическая реальность. Сегодня граница между Абхазией и Грузией стала зоной грузино-российского конфликта. Это еще раз демонстрирует важность угроз, стоящих перед Россией в регионе. Очевидно, что безопасность на восточном берегу Черного моря стала стоить очень дорого для России, и она готова на любые шаги для достижения этой цели.

А между тем, в Сухуми, на минувшей неделе парламент Абхазии поддержал обращение в адрес президента Абхазии Сергея Багапша о прекращении участия абхазской стороны в диалоге с международными посредниками в урегулировании грузино-абхазского конфликта, так называемой группой друзей генсека ООН по Грузии. Депутаты обвинили международных посредников в предвзятой позиции по вопросам связанным с урегулированием конфликта. Скорее всего, президент Абхазии поддержит его.

Позиция международного сообщества не случайно раздражает официальный Сухуми. По существу, кроме России, страны группы друзей генсека ООН, участвующие в переговорном процессе однозначно выступают на стороне Грузии. Чашу терпения в Сухуми переполнило отрицательное отношение стран Евросоюза к отмене блокады со стороны России. В сегодняшнем заявлении абхазские парламентарии особо остановились на этом моменте. Они указывают на то, что когда участники группы друзей с одной стороны декларируя на словах важность восстановления нормальных условий жизни в регионе бывшего конфликта и возрождении экономики, с другой, выступают против реальных шагов, предпринимаемых в этом направлении. Прежде всего, выступают против отмены блокады, которая видится наиболее препятствующим фактором для развития страны. Таким образом, налицо противоречия между декларациями и реальными политическими  шагами в этом вопросе. Позиция международного сообщества в отношении Абхазии базируется на том, что это зона конфликта, для которой не может быть иных вопросов на повестке дня, кроме урегулирования отношений с Грузией. Поэтому, международное сообщество реальными шагами к развитию видит только те шаги, которые осуществляются вместе с Грузией. В свою очередь, официальный Тбилиси еще много лет назад, сразу после окончания войны сформулировал свое резко негативное отношение к развитию Абхазии, в случае если не будет восстановлена грузинская юрисдикция. Одним словом, сегодня вырисовывается картина, при которой международное сообщество поддерживает на практике изоляцию, блокаду и деградацию Абхазии.  

Депутаты абхазского парламента негативно восприняли молчание международного сообщества в ситуации, когда Грузия наращивает вооружение у границы с Абхазией. Все это, по их мнению, наглядно доказывает предвзятую позицию международных посредников. На самом деле, в вопросе милитаризации Грузии и Евросоюз и ООН предпочли нейтральную позицию. Они вообще давно предпочли нейтральную позицию. Потому что их реакция на те или иные политические события становилась поводом для ухудшения отношения с одной из сторон конфликта. Однако как показывает практика, и нейтральная позиция не стала панацеей от нападок конфликтующих сторон, которые видят в этой нейтральности предвзятость позиции.

30-го апреля  в Сухуми происходили и другие важные события, кроме передвижения военной техники миротворцев. Одним из них стало проведение бизнес-конференции, организованной российской консалтинговой компанией «Яковлев и партнеры». Темой конференции были российские инвестиции в экономику Абхазии в условиях отмены экономических санкций. Бизнес-сообщество Абхазии и российские компании, работающие в стране, мало интересует очередное обострение ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта. На сопредельной с Грузией территории все равно никто, ничего вкладывать не планирует. А вот чем ближе к российской границе, тем пакет инвестиционных проектов шире. Российские компании интересует реформа законодательства и другие экономические вопросы. А еще бизнес-круги крайне раздражает информационная кампания в российских СМИ, которая создает картинку начинающейся войны, что вполне способно сорвать близящийся туристический сезон.

Бизнесмены правы. Обострений ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта подобных последнему, были десятки с момента окончания войны. А заявления сторон о подготовке оппонента к началу войны давно стали излюбленным приемом информационной войны. И в Сухуми, и в Тбилиси, и в Москве всем хорошо понятно, что на самом деле никакой войны не будет. Абхазия надежно защищена, а у Грузии нет ресурсов для войны. Если были бы, то война давно случилась бы. А вот шумиха, захлестнувшая российские СМИ, может нанести экономике Абхазии ущерб в десятки миллионов долларов. Через месяц стартует туристический сезон. Большинство туристических объектов уже давно продали свои пакеты путевок российским туроператорам, и готовы к сезону. Власти вложили большие средства в благоустройство курортов. И вот теперь за месяц до открытия сезона российские каналы показывают танки и вертолеты в Абхазии. Если подобный формат освещения ситуации в Абхазии продолжится еще пару недель, то туристическую индустрию ждут большие убытки.

Власти Абхазии уже не раз обращали внимание на эту проблему. Показательна ситуация, которая имела место в 2006 году. Тогда, в самый разгар туристического сезона случился очередной кризис в верхней части Кодорского ущелья. Съемочные группы НТВ и Первого канала, сидя под пальмами у кромки берега в Сухуми, прямо перед зданием президентской администрации вещали о начинающейся войне. А в перерывах между репортажами «с линии фронта» нежились на пляже и вкусно обедали в национальных ресторанах. Та ситуация вызвала гнев президента Багапша. Прямо перед журналистами, обращаясь к начальнику своей охраны, он потребовал: «Уберите этих людей отсюда. Я сейчас позвоню в Москву, и их вывезут отсюда. Они же ломают нам курортный сезон». И на самом деле, на следующий день на российских каналах про Абхазию «забыли».  

Тогда этот вал дезинформации практически сорвал туристический сезон в августе.
И наоборот, показателен пример сезона 2007 года, который обошелся без всяких раздутых конфликтов. Спокойная ситуация «привезла» в Абхазию два миллиона туристов.
Обычно, поломать сезон в Абхазии стремятся в Грузии, что понятно. Грузия стремится доказать всему миру, что Абхазия это зона конфликта, а бурное развитие туризма в «зоне конфликта» ломает этот имидж. Но в последнее время, все чаще накаляют обстановку вокруг Абхазии именно российские СМИ.