Поле боя — душа
Анатолий Агранин

Поле боя — душа

Российские военнослужащие выполняют в Сирии свой воинский долг, и рядом с ними находятся православные священники, готовые в любую минуту поддержать словом и духовным советом.

У войны особая атмосфера, порождающая особые психологические и моральные явления. Даже на самой справедливой войне не избежать озлобленности, жажды мести, конфликтности, раздражительности. Когда человек имеет лёгкий доступ к оружию, такие страсти не к добру.

Первым погибшим российским военнослужащим в Сирии был молодой 19-летний контрактник-самоубийца. Он свёл счёты с жизнью из-за личных обстоятельств, но его нелепая смерть показывает, насколько важен священник в воинских рядах. Кто знает, будь тогда рядом штатный священник, может, молодой солдат не стрелял бы в себя, а пошёл за советом да добрым словом, оттаял бы душой и прочь прогнал мысль о грехе самоубийства, вернулся бы уже домой, в орденах и с почетом.

Православие выработало совершенно особый тип военных священников, в полном соответствии духу христианской веры и букве Писания. Далекие от этого люди представляют себе службу православного священника в зоне боевых действий как бесцельное времяпрепровождение в глубоком тылу. Это невежество. В реальности священнику, хоть и запрещено брать в руки оружие, но рисковать жизнью ради дела Господня не запрещено, а даже предписывается.

Откуда у православных священников награды? Уж явно не от простого сиденья возле кухни. Священник в зоне боевых действий обязан выезжать в дальние гарнизоны и базы, если его духовная помощь потребуется находящимся там военнослужащим.

Обязан выезжать к местному населению, если оно будет умолять его о помощи. Выезжают на раздачу гуманитарной помощи. И здесь на войне как на войне. Можно подорваться на мине, стать жертвой снайпера, угодить в засаду. Потому и надевают священники на выезд камуфляж, каску, бронежилет, берцы.

Священник о. Виталий (Белов) перед выездом на задание (Сирия, авиабаза Хмеймим)

А каково это, ехать по простреливаемой врагом территории, не имея оружия в руках, потому что священнику не положено по сану? Вся надежда на сопровождающих солдат, что вовремя сориентируются, защитят, не позволят стать лёгкой мишенью.

Такой священник обязан выезжать, если позволяет боевая обстановка, к раненым и утешать их пастырским словом. При этом он рискует стать следующим раненым или «грузом-200», но обязан это сделать.

Военный священник обязан находиться на месте дислокации подразделения вне зависимости от того, насколько это опасно. Опять-таки, не имея в руках оружия! На авиабазе Хмеймим в Сирии домик, где размещается православный священник, пострадал от обстрела боевиков. Его посекло осколками. Каково это, возвращаться каждый раз в дом, который уже однажды чуть не стал твоей могилой? Но священник возвращался, а вслед за ним в этом домике жил его сменщик — командированный из России другой священник-доброволец, отец Виталий (Белов).

В такой обстановке священнику приходится не только терпеливо и безропотно мириться с опасностью, но и сохранять хладнокровие, выдержку, не позволять себе раздражительности, контролировать проявления своей психики.

Люди военные знают, что в боевых действиях психологический негатив накапливается у тебя внутри. Есть средство — отстреляться по противнику или просто вдаль. Выпустил магазин из АК, и полегчало, всю свою агрессию отправил туда, в сторону противника.

Священнику так нельзя. Не может он взять ствол и начать стрелять, прикрикивая: «На тебе, сволочь! А вот получи!». Ему приходится бороться со своими психологическими проявлениями духовными средствами. Поэтому, видимо, батюшки не только с собой справляются, но так же терпеливо и незлобиво выслушивают бойцов, которые приходят к ним со своими проблемами, помогают им избежать психологического выгорания, найти верный выход или, наоборот, не делать ошибочного шага.

Священник на войне лично провожаете каждого погибшего в последний путь — служит заупокойную. Потом утешает боевых друзей погибшего, даёт веру в свои силы и в будущее.

Священник в армии убеждает военнослужащих, что война — не повод самим превращаться в зверей. Священник возвращает нашему обществу нравственно здоровых и полноценных молодых людей, осознающих моральную ответственность своей миссии. Он лично отвечает за нравственное состояние вверенных ему военнослужащих. Чтобы никакой дедовщины, пьянства, драк, матерщины. Он не может отсиживаться, если между военнослужащими назревает конфликт, если слышна площадная брань и т.д. Если будет по-другому, ему придётся отвечать перед церковным начальством за плохо выполненную работу.

В Сирии вахтовым методом по 3 месяца служат два священника — на морской базе Тартус в храме пророка Божия Илии и на авиабазе Хмеймим в часовне великомученика Георгия. Слава Богу, пока без потерь.