Пираты перебираются в Азию
Анатолий Агранин

Пираты перебираются в Азию

С возрастанием важности морских торговых путей активность пиратов переместилась с берегов Африканского Рога в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). В своё время западные державы под предлогом защиты морских артерий от грабителей держали у побережья Сомали свой флот, вынуждая другие государства также усилить там своё присутствие, дабы сохранить баланс сил.

Не исключено, что вскоре борьба с пиратством будет объявлена поводом для постоянного пребывания эсминцев США в АТР. Американцам приходится срочно противодействовать геополитической трансформации региона, потому как эта трансформация протекает не так, как хотелось бы американцам.

Мир переживает событие эпохального масштаба — смещение центра политической и экономической тяжести с Запада на Восток. Из-за чрезмерной евроцентричности мировой истории, как науки, где на протяжении столетий главенствовал западный ум, история Азии предстаёт перед нами в урезанном виде.

Возьмите любой учебник мировой истории, даже российский. Много ли места там будет посвящено Юго-Восточной Азии или Африке? Зато Римской империи или империи Карла Великого посвятят целые разделы. Из-за такого подхода наши знания по истории Азии предельно фрагментарны и неполны. Мы ошибочно полагаем, что жизнь цвела и пахла только на Западе, пока весь остальной мир прозябал во тьме и нищенстве.

О, невежество! А ведь уже в VIII в. самой влиятельной морской державой Азии была Шривиджая — малайское государство со столицей на индонезийском о. Суматра. О ней европейские историки узнали только в начале ХХ в., хотя история Шривиджаи не менее интересна, чем история Древнего Рима.

Шривиджайцы контролировали Малаккский и Зондский проливы и все прибрежные регионы, богатея за счёт торговли ценными породами деревьев, пряностей, слоновой костью, шёлком, чаем. В ту эпоху торговля посуху была опасным и капиталоёмким занятием ввиду банд разбойников и сложностей, связанных с перемещением на большие сухопутные расстояния. Шривиджая этих проблем не знала, торгуя по морю.

В Средние века история Азии была не менее динамичной, чем история Европы. Шривиджаю сменила индонезийская империя Маджапахит, её, в свою очередь, бирманская держава Паган (сейчас это бедная и заброшенная Мьянма). В Пагане строились поразительные по сложности для своего вмени архитектурные комплексы, бурно развивались наука, религия, ремёсла.

Была Кхмерская империя, охватившая земли современных Камбоджи, Таиланда, Лаоса, Вьетнама. В империи построили Ангкор — крупнейший храмовый комплекс мира, а в имперской столице Ангкор-Тхом жили более 1 млн. человек, что немыслимо для тогдашней Европы.

Затем были несколько мощных государств на территории современного Таиланда, периоды господства и упадка китайских императоров, мощное влияние индийских государств и т.д. Там, где сегодня бороздят морские просторы американские авианосцы, когда-то ходили вьетнамские, китайские, индийские, малайские, индонезийские, тайские купцы и моряки.

Наблюдаемый сегодня рост влияния азиатских держав — это не нечто новое, это забытое старое. В Азии разыгрываются очередные запутанные геополитические пасьянсы, где бывшие враги объединяются против бывших друзей и наоборот.

Примечателен в этом контексте союз США и Вьетнама, США и Индии. Ошибочно мнение, будто вьетнамцы и индийцы подчинились Вашингтону. Сближение этих стран с американцами вызвано стремлением создать региональную систему балансов и противовесов во избежание появления какого-то одного гегемона, которому все остальные страны будут вынуждены подчиниться.

Всё менее зависимым от США становится Таиланд. Некогда один из основных американских союзников, поддержавший их во время войны во Вьетнаме, Таиланд избавился от американских военных баз и не планирует открывать их снова.

Логика здесь та же, что у Вьетнама и Индии — нежелание занимать какую-то одну сторону, попытки сформировать уравновешенную систему региональной безопасности, где равное право голоса будут иметь все — американцы, китайцы, индийцы, тайцы, вьетнамцы.

Вашингтон не привык к таким раскладам. Для него это в новинку. Психология собственного превосходства, укоренённая в американском политическом менталитете, не даёт возможности американцам понять, что на них свет клином не сошёлся, и на планете есть другие экономики и другие культуры, не менее привлекательные.

До глобального противостояния сверхдержав в Азии не дойдёт. Слишком дорогое это удовольствие для взаимозависимых мировых экономик. Противостояние будет иметь вид множества региональных конфликтов. Вашингтон будет искать болевые точки в Азии, давить на них и провоцировать негативные процессы.

Замедлить геополитический и геоэкономический подъём Азии это может, но отвратить его — нет.