Игорь Тихарев

Как ответил владыка Диомид

На Интернет-ресурсах появился ответ владыки Диомида на решение Архиерейского Собора: Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, членам Архиерейского Собора 2008 г.

Ваше Святейшество, всечестные архипастыри, члены Архиерейского Собора!
В свете последних событий, когда на Соборе, без моего участия, было принято решение лишить меня сана, обращаюсь к вам с просьбой остановиться и не нарушать вероломно то, что веками соблюдалось в нашей Церкви.

Вы призываете меня к покаянию и говорите, что я отвергаю его. Но как я могу отвергать это удивительное деяние. Свт. Амфилохий Иконийский наставляет, что «нет ничего равного, ничего подобного, ничего скорейшего к уврачеванию душевных ран… Оно даровано нам только в сей жизни, доколе носим смертное сие тело. А бездейственность в мире сем произведет в день суда ужасную скорбь в тех, которые дремлют в оной».

«Покаяние же заключается в том, чтобы возненавидеть грех и возлюбить добродетель, и уклониться от зла и сотворить благо», - говорит свт. Григорий Палама. Он же и перечисляет плоды достойные покаяния: «праведность (справедливость), творение милостыни, умеренность, любовь, истина».

Но моя архипастырская совесть говорит мне, что не покаянием, а предательством называется то, что если я отрекусь от простого верующего народа, который подвержен сегодня дискриминации за свое нежелание участвовать в глобализации. И что будет с ними? Их погонят в пещеры и леса, как пензенских сидельцев, а мы, призванные пасти это стадо Христово, оставим их на съедение волкам мнимой демократии? А ведь их по статистике 20 миллионов. Это практически седьмая часть населения России.

Поверьте мне, собратия мои во Христе! Я не могу каяться в том, что сердцем болезную о чадах Божиих, пусть даже где-то по простоте своей не совсем верно понимающих смысл происходящих событий в мире. Это будет против моей совести.

Теперь о разделениях в Церкви Божией. Откуда они? Да будут все едино, - повелевает Господь. Единство же всегда заключается в исполнении закона Божиего. О, если бы все подчинялись постановлениям апостольским, определениям Вселенских и Поместных Соборов, то пребывали бы все в единодушии. Беда сегодняшних разделений в вольнодумстве, в том, что движимые гордостью, люди сами решают какой канон работает, а какой нет. Но разве Бог не в совершенстве дал нам Свое учение? Разве не ради этого учения воплотился и принял крестную смерть Сын Божий, возлюбленный Господь наш Иисус Христос? И мы, православные, а тем паче архиереи, обязаны хранить это учение в той первозданной полноте, ничего не прибавляя и не убавляя.

Странно видеть, когда священноначалие борется с государством за то, чтобы не призывали молодых священников на срочную службу, и никто из них не задумается, что ведь по канонам священника должно рукополагать не ранее 30 лет. Причем правило повелевает даже извергать из сана, если был рукоположен ранее. А призывной возраст у нас в стране до 27 лет. Разве это не абсурд, ссылаться на каноны, легко попирая другие?
Отсюда и разделения, отсюда и духовная анархия, которая делает каноны лишь средством для оправдания: надо наказать кого-то - найдут основание в канонах. А сами не считают нужным исполнять церковные правила. Разве это не лукавство?

И каяться в этом необходимо тем, кто так поступает, тем, кто молчит, видя, как разрушается единство Церкви, а я, многогрешный Диомид, не могу каяться в том, что сказал об этом правду. Совесть моя, всечестные архипастыри, понуждает меня не молчать при виде беззаконий и великой скорби народа, а говорить прямо и открыто. Ведь сколько сегодня вокруг смущенных душ, таких же, как и я, ваш покорный слуга, и эти души от нашего молчания погибают, потому что теряют веру.

Нередко человек приходит в храм Божий, видя там святых, как говорится людей не от мира сего, но когда в церкви поселяется дух мира, то происходит разочарование в душе и вера гаснет. Таково истинное миссионерство, чтобы спасаться самому и быть добрым примером для окружающих в исполнении заповедей Христа.

Некоторые темные силы стараются любыми путями сделать из меня раскольника и понудить Русскую Православную Церковь разделиться. Но я заверяю вас, отцы, что был и остаюсь членом Матери-Русской Православной Церкви. Заверяю вас, братия, никогда раскола не творил и Бог даст, не сотворю. Всегда поминал Святейшего Патриарха, как этого и требуют святые каноны.

Если чем кого обидел, то простите мне многогрешному. Но все то, что касается веры Православной, святых догматов и канонов ея, то в этом приносить покаяние грешно. Можете меня судить, можете меня хоть на костер поставить, но я был и остаюсь все тем же Диомидом, некогда на Кресте и Евангелии принесшим клятву служить Богу и пасти вверенную мне паству Христову. Ему же слава во веки, со Отцем и Святым Духом. Аминь.

А Интернет-ресурс «Русская линия» разместил комментарий заместителя председателя ОВЦС митрополита Кирилла (Гундяева) епископа Егорьевского Марка (Головкова):
«Епископ Диомид высказывал мнения, которые противоречат мнению священноначалия, еще в 2004 году. Некоторые силы, антицерковные по своей сути, взяли его на вооружение и стали активно продвигать его воззрения, сделав его знаменем оппозиции священноначалию, Синоду, всей Церкви. Я не согласен с тем, что значительная часть монастырей поддерживает позицию епископа Диомида. Думаю, что его сознательных сторонников гораздо меньше, просто единицы. Зачастую в СМИ приводятся и обсуждаются взгляды епископа Диомида, а разъяснения священноначалия, официальная позиция, которая нашла отражение в документах, не так быстро находит путь к читателю, в то время как «жареные» новости расходятся быстро и своей «правдоподобностью» соблазняют людей», - заявил епископ Егорьевский Марк, комментируя решения недавно прошедшего Архиерейского Собора, связанные с епископом Чукотским и Анадырским Диомидом.

Заместитель митрополита Кирилла (Гундяева) отметил, что священноначалию следовало бы уже давно отреагировать на деятельность епископа Диомида. «Но я понимаю благородство Святейшего Патриарха: поскольку многие обвинения были направлены лично против него, ему не хотелось, чтобы от него шли какие-то прещения. И поэтому дождались Собора, чтобы сами архиереи выразили позицию. Иначе это могло бы быть воспринято как месть со стороны Патриарха, членов Синода, митрополита Кирилла. Но когда на Соборе все единогласно выразили осуждение, стало ясно, что это позиция всей нашей Церкви», - отметил архиерей. По его словам, «в Церкви есть разномыслия, и они допустимы, но до какой-то определенной черты». «С того момента, как Церковь осудила позицию епископа Диомида как ложную, ибо он призывает изолировать Церковь от общества, от мира, что коренным образом противоречит природе Церкви, - это означает, что разномыслия кончились. Думаю, что большая часть людей, даже если они в каком-то неразумии говорили, что симпатизируют взглядам епископа Диомида, они все-таки гораздо больше любят Церковь, чем какого-то конкретного человека. Поэтому я думаю, что абсолютное большинство людей сделают выбор в пользу единства Церкви, в пользу верности Церкви, - продолжил владыка Марк. - Думаю, что многие из тех, кто стояли с плакатами в пикете в поддержку епископа Диомида у храма Христа Спасителя в дни работы Архиерейского Собора, просто требуют к себе внимания, им нужно все объяснить, рассказать. Большая часть людей просто заблуждается, и все», - добавил он. На вопрос, как можно избежать рецидива подобного раскола, епископ Марк ответил: «Епископам, священникам надо вступать в общение с людьми - простое, непринужденное, открытое, все время разъяснять позицию Церкви. К чему призывает епископ Диомид? Отказаться от контактов со всеми людьми: властью, представителями других религий и уйти в подполье, в вакуум. Но наша Церковь всегда была миссионерской. Ведь апостолы пошли к разным людям и говорили со всеми: с язычниками в ареопаге, с иудеями в синагоге. Апостолы Петр и Павел не гнушались общаться с римскими властями, чтобы говорить им о Христе. Неужели мы будем проклинать власти и отказываться от возвещения Христовой истины? Это же противоречит духу апостольской миссии Церкви».

«А потом, - продолжил владыка Марк, - надо говорить открыто: никакого соединения вер, создания какой-то новой религии никогда не планировалось и не планируется, в Церкви и мысли такой нет. Это полная чушь! Надо говорить, встречаться и разъяснять, что позиция епископа Диомида является клеветнической, там нет ничего общего с реальностью, и по своей сути она противоречит природе Церкви, ее традиции».

Епископ Марк сказал о необходимости религиозного просвещения общества. «Почему мы все время говорим о необходимости религиозного воспитания и образования? Потому что от неграмотности рождаются и ереси, и недомыслия, и расколы. Многое зависит от степени религиозного просвещения. Если бы люди были лучше осведомлены, было бы меньше проблем», - отметил владыка. Касаясь реакции епископа Диомида на решение Собора, он: «По-моему, он сам чувствует, что зашел слишком далеко. Он человек противоречивый: с одной стороны, он продолжает обвинять и заявляет, что ему не в чем каяться, а с другой стороны - говорит о готовности трудиться на Чукотке, понести то послушание, которое определит ему священноначалие. Я все-таки надеюсь и молюсь, чтобы он образумился».