Профессор Владимир Сухомлин

Профессия «Специалист по информационным системам», степень бакалавра, второй квалификационный уровень

Разработчики проф. стандарта для профессии «Специалист по информационным системам» постарались на славу. Настругали 170 страниц текста, 99% из них составляют таблицы – квалификационные рамки. Кадровики, если их заставят читать такого объема описание одной профессии (а в штатном расписании среднего предприятия обычно несколько десятков профессий) могут начать вешаться. Но мы не из таких - будем читать.
В проф. стандарте также как и в случае профессии программиста, бакалаврское образование требуется, начиная со второго квалификационного уровня.
В проф. стандарте для специалиста по информационным системам второго квалификационного уровня определено 14 должностных обязанностей, для которых выписано почти 200 (198) требований к знаниям. Но на поверку оказывается, что коэффициент повторяемости для различных должностных обязанностей столь высок, что все это сводится к 48 требованиям. Если отбросить, скажем, не столь критические требования, то останется меньше 40. К не столь критическим требованиям без комментария отнесу, например, такие требования, как: «Бизнес-задачи заказчика, Иностранный язык, Корпоративная культура, Основы конфликтологии, Практические методы  проверки знаний и умений взрослых, Практические методы и техники обучения взрослых, Русский язык и культура речи, Специальная литература в области информационных технологий, Специфика бизнеса заказчика, Отраслевая нормативная техническая документация, Регламенты по  обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы».
Оставшиеся требования к объему знаний специалиста по информационным системам уровня бакалавра разложу на две кучки: А и В. В кучку А отправим требования, касающиеся области ИТ. Системы в них особой нет, ну да ладно (можно было их раза в три сократить без потери смысла), выпишу как они сформулированы в проф. стандарте:
«Аппаратные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий предприятий, Программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий предприятий, Сетевые средства и платформы инфраструктуры информационных технологий предприятий, Принципы организации инфраструктуры информационных технологий предприятий, Коммуникационное оборудование, Сетевые протоколы, Современные стандарты информационного взаимодействия систем, Основы архитектуры, устройства и функционирования вычислительных систем, Основы программирования, Современные объектно-ориентированные языки программирования, Современные структурные языки программирования, Современные языки программирования, Языки современных бизнес-приложений, Основы современных систем управления базами данных, Системы хранения и анализа баз данных, Теория баз данных, Основы современных операционных систем, Устройство и функционирование современных информационных систем, Современные методики тестирования разрабатываемых информационных систем, Стандарты по документообороту.
В кучку В - требования, имеющие отношения к экономике и менеджменту: Менеджмент качеств, Основы бухгалтерского учета и отчетности предприятий, Основы конфликтологии, Основы менеджмента, Основы микроэкономики, Основы налогового законодательства, Основы рыночной экономики, Основы управленческого учета, Основы финансового учета и бюджетирования, Технологии подготовки и проведения презентаций, Формирование и механизмы рыночных процессов предприятия, Структура законодательных требований к бизнесу заказчика, Основы технологий управления проектами в области информационных технологий, Технологии и инструменты для проведения комплексного обследования предприятия, Технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии.
Требования к базовой научной подготовке отсутствуют полностью. Есть только один пункт – буквально «Теория системного анализа» - заслуживающий того, чтобы надолго задуматься над тем, что же под этим подразумевалось авторами, так как он имеет множество интерпретаций.
Помимо отсутствия требований к научной подготовке, в профессиональном стандарте можно найти немало провальных позиций в требуемом от бакалавра объеме обязательных знаний по сравнению с рекомендациями IS2002.
Эти рекомендации имеют простую стройную структуру. Минимально необходимый объем знаний для базовой профессиональной подготовки бакалавра, определенный в данной рекомендации, включает десять принципиальных курсов, которые разукрупняются в более сотни критически важных разделов, а те в свою очередь детализируются в более, чем 1000 тем. Для каждой темы в рекомендации определен минимальный объем необходимой для изучения данной темы учебной нагрузки, а также показатель характера изучения темы (теоретическое изучение, практико-ориентированное, развитие навыков или комбинация оных).
Естественно, что три с лишним десятка требований, разработанных без всякой системы, в которых  перемешаны в кучу предметные области, дисциплины, отдельные методы, словом кони и люди, вызывают сожаление. Рука не поднимает сравнивать ЭТО с классикой, с которой даже не соизволили ознакомиться вновь испеченные творцы основ высшего профессионального образования.
Но беглого взгляда достаточно, чтобы определить отсутствие в проф. стандарте требований к знанию таких дисциплин и тем, как, например:
- E-бизнес, стратегия, архитектура, проектирование (E-Business Strategy, Architecture, and Design)
- Анализ и логическое проектирование информационных систем (Analysis and Logical Design - IS 2002.8)
- Теория принятия решений
- Метрический анализ (сложности разработанных решений, качества разработанного программного решения, качества управления проектом, качества удовлетворения конечного пользователя)
- Алгоритмы и оценка алгоритмической сложности решений
- Искусственный интеллект и пр.
Одним словом …
Принципиальные недостатки проф. стандарта для профессии «Специалист по информационным системам» бакалаврского уровня
Недостатки те же, что и для профессии программиста второго квалификационного уровня:
– отсутствуют требования к знаниям ряда критически важных предметных областей базового профессионального образования по сравнению с минимально необходимыми знаниями, определенными в международных рекомендациях,
- полностью отсутствуют требований к базовой научной подготовке,
- требования в проф. стандарте формулируются настолько общо, что бесполезны для какой-либо конструктивной обработки,
- бессистемность требований, отсутствие единой редакции наименований одинаковых по смыслу требований для разных профессий, отсутствие отображения на существующие образовательные стандарты все это делает проф. стандарт непригодным для практического использования в сфере управления кадрами.
Профессия «Специалист по информационным системам», четвертого квалификационного уровня, степень магистра
Степень магистра для профессии «Специалист по информационным системам» востребована, начиная с четвертого квалификационного уровня. Им и займемся.
Всего требований 737 для 30 должностных обязанностей. Вот, радость для кадровика! Год можно разбираться. Но, если просеять повторы останется меньше 80 требований.
Убираем требования, которые никак не хотят лезть в основу образовательного стандарта:
«Современный отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности
Специальная литература в области информационных технологий и управления проектами
Русский язык и культура речи
Отраслевая нормативная техническая документация
Корпоративная культура
Бизнес-задачи заказчика
Специфика бизнеса заказчика».

Также выберем из не систематизированных требований с подобным содержанием одно с наибольшим содержанием (и такой текст претендует на роль стандарта!?). Например, из требований: «
- Современные языки программирования
- Современные объектно-ориентированные языки программирования
- Характеристики и области применения объектно-ориентированных языков программирования
- Современные структурные языки программирования
- Характеристики и области применения структурных языков программирования». Оставим только первое требование. Тоже проделаем с требованиями: «
- Технологии обучения и развития взрослых
- Практические методы  проверки знаний и умений взрослых
- Практические методы и техники обучения взрослых», и с требованиями:
«
- Основы архитектуры, устройства и функционирования вычислительных систем
- Архитектура, устройство и функционирование вычислительных систем»,
и с требованиями:
«Современные средства моделирования бизнес-процессов
Средства моделирования бизнес-процессов»,
и с требованиями:
«Основы современных систем управления базами данных
Теория баз данных».
Остается чуть более 50 требований.
Смотрим базовую профессиональную подготовку. Отсутствуют важные разделы такие как, интернет- и Web-технологии, компонентно-базированное проектирование информационных систем, интеллектуальные системы, компьютерная графика, сетевая безопасность, ОС, алгоритмы и анализ сложности.
Только одно требование можно отнести к базовой математической подготовке – «методы оптимизации». Интерпретаций здесь может быть много, давайте, будем гадать прежде, чем положим это требование в основу образовательного стандарта. Например, «методы оптимизации порталов» или «методы оптимизации бизнес-планов», наверное, не подойдут. Скорее всего, подразумеваются оптимизационные методы в экономике или в системах управления. Правда без других поддерживающих дисциплин (математического анализа, алгебры, геометрии, вычислительной математики, исследования операций, теории вероятностей и др.), все это повисает в воздухе. О системе математического знания авторы проф. стандарта понятия не имеют.
К научной подготовке магистра в проф. стандарте можно отнести следующие требования:
«
- Теория организационных систем
- Теория системного анализа
- Теория управления
».
Первая дисциплина является специальным разделом экономики.
Вторая есть неотъемлемая часть третьей.
Третья, как обобщающий курс, магистрам, безусловно, полезен для развития их абстрактного и системного мышления. Но, если он читается на серьезном уровне, то нужны хорошие знания в таких областях как алгебра, исследования операций, математическая логика, теория принятия решения. Без хорошей базовой математической (научной) подготовки вряд ли он даст необходимый эффект.
Остальные требования к знаниям распределяются примерно так:
- с десяток относятся к знанию в области ИТ
- несколько больше десятка к экономике и менеджменту
- около 30 – по сути это названия тем (или глав) из дисциплины «Управления проектами в области ИТ (не проверял, но вероятно переписанных из материалов какого-либо учебного курса).
Отмечу также, что среди должностных обязанностей такого магистра нет и в помине напоминания об исследовательской работе.
Если подытожить, то требования в проф. стандарте к магистерскому образованию крайне занижены. По нашим меркам (УМС классических университетов) магистерским образованием это назвать никак нельзя.
На этом анализ разрекламированных проф. стандартов для области ИТ завершим.
Подведем итоги.
3.10. Выводы о профессиональных стандартах для области ИТ, принятых АНО НАРК
Как говорилось выше, кампания продвижения проф. стандартов взошла на свой Олимп, с которого высокопоставленные чиновники и бизнесмены, славя проф. стандарты, отводят  им роль базовой платформы для реформирования системы образования, и требуют использовать содержание проф. стандартов в качестве основы образовательных стандартов нового поколения.
Именно с этой точки зрения мы и проанализировали громко разрекламированные, да еще, как писала пресса, утвержденные АНО НАРК, проф. стандарты для профессий отрасли ИТ.
Мы преследовали две цели:
- выяснить какой ущерб был бы нанесен образованию, если бы система образования взяла под козырек требования о равнении на проф. стандарты?
- выяснить качество проф. стандартов, которые принимает/утверждает АНО НАРК.
Резюмируя анализ рассмотренных выше проф. стандартов, сформулируем общие для них недостатки.
1. Академическая степень бакалавра занижена до уровня техника:
- требования к подготовке бакалавров предполагают узкую специализацию базового образования, что не соответствует принятой во всем мире концепции бакалаврского университетского образования и международным рекомендациям в области ИТ-образования
- базовая профессиональная подготовка ущербна и существенно уступает по содержанию международным рекомендациям и лучшим отечественным стандартам
- базовая научная подготовка практически не востребована.
2. Академическая степень магистра занижена до уровня выпускников менеджерских курсов повышения квалификации.
3. Требования к образованию разработаны бессистемно, без понимания современной концепции и методической базы мировой системы ИТ-образования.
4. Охвачен узкий, причем не самый значимый для инновационной экономики, диапазон профессий области ИТ. За бортом проф. стандартов оказались такие направления подготовки, как:
- прикладная математика (Computational Science),
- компьютерные науки (Computer Science),
- вычислительная техника (Computer Engineering)
- системы ИТ (Information Technology)
5. Общность формулировки требований к знаниям в проф. стандартах сравнима с общностью философских категорий, что делается эти требования бесполезными для конструирования образовательных стандартов.
6. Нетехнологичность проф. стандартов в форме профессиональных рамок, что обусловлено: чрезмерным объемом материала (например, проф. стандарт для профессии «Специалист по информационным системам» занимает 170 страниц таблиц, с несистематизированным, плохо отредактированным материалом), низким качеством технического редактирования, отсутствием четкого определения механизмов сопровождения и актуализации проф. стандартов.
7. Полностью проигнорирован опыт лучшей отечественной практики в области ИТ-образования. В частности, осталось без внимания, созданное в 2002 г. по инициативе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова направление «Информационные технологии» с учетом современных международных рекомендаций в области ИТ-образования, получило широкое распространение. Уже более 20 университетов реализуют программы подготовки бакалавров и магистров ИТ. Не менее значимый опыт в подготовке ИТ-специалистов широкого профиля на базе инженерного образования, накопленный в МГТУ им. Баумана, также остался за бортом проф. стандартов.
Поэтому ответы на оба, поставленных выше вопроса следующие:
-  если бы система образования взяла под козырек требования чиновников и бизнеса о равнении на проф. стандарты и провела бы разработку образовательных стандартов нового поколения на основе этих проф. стандартов, то Россия просто потеряла бы систему высшего профессионального образования;
- качество проф. стандартов, которые принимает/утверждает АНО НАРК, как мы смогли убедиться на примере профессиональных стандартах для области ИТ, ниже всякой критики, а потому деятельность этой организации не заслуживает никакого внимания и никакой поддержки.
Все это вновь и вновь приводит к вопросу: кому нужны профессиональные стандарты, кому нужна кампания с их продвижением?
(Продолжение следует)