Курды обвинили Россию
Николай Севостьянов

Курды обвинили Россию

Турецкая операция в районе Африна, едва успев начаться, собрала вокруг себя целый ряд гневных комментариев. Турецкое вторжение ожидаемо осудил Асад, крайне негативно отреагировал Каир и, конечно же, совсем злобно высказались сами курды, которых, собственно, и предлагается утилизировать. Вот только высказались они не только в адрес турок. Как только на курдов стали падать первые бомбы, они тут же нашли главного виновника — и оказывается, это мы, русские!

Самое первое официальное заявление, выпущенное афринскими курдами после начала турецкой операции, декларирует следующее: «Мы знаем, что без разрешения международных держав, в особенности России, военные которой находятся в Африне, авиаудары Турции неосуществимы. По этой причине мы возлагаем одинаковую ответственность за воздушные налеты и массовые убийства как на Турцию, так и на Россию...».

На фоне данного заявление тут же начали распространяться слухи, что Москва якобы обещала отговорить Анкару от начала вторжения в случае возвращения Африна под юрисдикцию Дамаска, а когда курды отказались, Россия самоустранилась от дальнейшего развития событий. Так это или нет, мы не знаем, но именно это курды пытаются выставить в образе какого-то ужасного циничного преступления.

При этом попытку «отжать» побольше земли (а именно этим курды занимались последние годы, когда Дамаск в определенные недели и месяцы был на грани полного краха) курды преступлением не считают. Не считают они преступлением и неоднократные переговоры между SDF (де-факто армией Рожавы — Сирийского Курдистана) и боевиками запрещенного в России Исламского Государства, после чего боевики по предоставленным для них коридорам уходили куда-нибудь в район Дэйр-эз-Зора, откуда потом приходили известия о погибших русских военных.

Да, конечно, можно сказать, что Африн — не совсем то же самое, что отделённая от него Рожава, но общие принципы остаются те же самые. Африн — это неотъемлемая часть Сирийской Арабской Республики, и если курды предпочитают закону и порядку вечную войну, то это их выбор, и лишь они несут ответственность за дальнейшее развитие событий.

Другое дело, что это вовсе не означает, что стоит радоваться успехам Анкары, если последние будут иметь место. Несмотря на все разговоры о «стратегическом партнерстве», Анкара проводила, проводит и будет проводить пантюркистскую неоосманскую политику, а теперь еще и с большой порцией исламизма. Ведь не будем забывать, что турецкие солдаты на Африн пока не идут. Турки лишь прикрывают операцию с помощью авиации и артиллерии, а пехота, которая марширует через границу, – это ни кто иные, как бывшие бандиты из самых разных суннитских группировок, от ветеранов «Свободной Сирийской Армии» до дезертиров из бывшей «Нусры». А бывших, как известно, не бывает.

И разумеется, курдов ликвидируют не для того, чтобы потом отдать территорию кантона Дамаску. Турки уже не раз озвучивали свои планы касательно выгоды, которую они смогут извлечь из гражданских войн в Сирии и в Ираке. И если в Ираке планы по контролю над Мосулом (а такие планы были) так и остались мечтой, то раздел Сирии еще впереди. И сегодня мы наблюдаем один из ключевых моментов всего процесса по дезинтеграции страны.

Поэтому в данном случае скорее интересны частности. Например, говорят, что сирийские «Тигры» отпрашиваются с передовой, чтобы защищать сепаратистский Африн от турок. Так ли это?

И хватит ли туркам «зеленых» прокси, либо придётся действовать самим? Удастся ли разгромить Африн за несколько недель? А если удастся, пойдут ли турки потом на проамериканскую Рожаву?

Все эти вопросы крайне важны для будущего Сирии, и ответы на них мы увидим уже очень скоро.