Бесчестье склоненных знамен
Алексей Сокольский

Бесчестье склоненных знамен

В XVII веке произошел такой эпизод в русско-польском противостоянии. Выдающийся полководец Михаил Борисович Шеин не сумел взять Смоленск, а потом из-за чрезвычайных обстоятельств еще и капитулировал перед войском короля Владислава. Надо сказать, что условия капитуляции были более чем выгодными. Шеин, фактически, сохранил свою армию и ушел в Москву. Но там он был обвинен в измене и казнен в 1634 году. Надуманным являлось обвинение или нет, о том историки спорят до сих пор. Но показательна одна из фраз «сказки о воровстве»: «А когда вы шли сквозь польские полки, то свернутые знамена положили перед королем и кланялись королю в землю, чем сделали большое бесчестье государскому имени» (Соловьев С М. История России с древнейших времен. Книга V. 1613-1657.). Эти слова весьма примечательны. Что такое бесчестье в России понимали очень хорошо. Склоненные знамена означали потерю лица и государством, и царем, а не только лично воеводой Шеиным.

Сейчас — в XXI веке войны происходят несколько иначе, чем 300-400 лет тому назад. Однако, бесчестье никто не отменял. В мире принимают сильных даже в поражении и не терпят слабых даже при успехе. Спорт, хочется это кому-то или не хочется, давно превратился в одну из сфер войны. Современная война не может обходиться без аксиополитической (противоборство ценностей!) составляющей. Олимпиады же — это арены сражений не только чисто физических, но и духовных. И торжество духа заставляет принимать и лыжника, признанного худшим на чемпионате мира 2017 года. Венесуэлец Адриан Солано, ставший 156-м в квалификации спринта, заслужил уважение у многих людей. Но он выступал под флагом Венесуэлы, а не под «нейтральным» олимпийским. Он представлял свою страну, а не только самого себя.

Олимпийское собрание приняло решение поддержать выступление спортсменов под «нейтральным» флажком МОК на предстоящей зимней Олимпиаде. И после этого стало окончательно ясно что потомки гораздо слабее предков. В XVII веке хоть пули свистели и ядра сыпались на головы русской армии. Здесь же и смертью никто не угрожает, и пищали заряжать не надо. И штурмом захватывать корейский Пхенчхан командир не велит. Надо было лишь не отказываться от знамени и от страны (а первый отказ связан и со вторым, иначе, флаг — не символ государственности, но лишь тряпка). Надо было лишь наступить на горло своей песни и отстраниться от «бабла» и рекламных контрактов.

Причем, сложилась уникальная ситуация — людей, призывавших российских спортсменов бойкотировать Олимпийские игры, обозвали «ложными патриотами». Театр абсурда во всей своей красе! Плюнуть на флаг и герб и выступать ради себя любимых — это «истинный патриотизм», а защитить честь Родины и отложить временно в сторону частные интереса — признак «ложного патриотизма».

Федор Михайлович Достоевский в гробу переворачивается, слыша подобные речеиспускания. Вон, как оказывается, Смердяков теперь — истинный патриот! «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки». Животом думает Смердяков, а не сердцем и умом. Как и «наши» олимпийцы.

Кстати, история про российские флаг и герб на Олимпиаде в Корее еще не закончена. В ближайшее время в Лозанну, на утверждение МОК должна быть представлена «нейтральная» форма для «нейтральных» спортсменов. Полная нейтральность, так сказать.

Мне грешному мнится, что если «наших» (не могу теперь писать без кавычек!) спортсменов попросили бы взять «нейтральные» фамилии и имена, то из Москвы в Пхенчхан отправились, скажем, Айвен Джонсон, Мэри Смит или Жан Моро. Никого не имею в виду, просто перевод с русского на импортные языки в данном случае легче. Но скорее всего наши спортивные Смердяковы нашли бы что-нибудь позаковыристее.

Впрочем, спортом патриотизм без лица не исчерпывается. Он угнездился у нас везде: от политики и до культуры. Но хватит об этом. Устал. Если на Олимпиаду в Пхенчхан приедет венесуэлец Солано, то придется болеть за него, пусть хоть 177 место займет в лыжных гонках. А вот «нейтральные» спортсмены (под «нейтральным» флагом и в «нейтральной» форме) из страны Neverland как-то не интересуют. Их выигрыши и проигрыши — их личное дело. К России они отношения не имеют.