Тлинкиты - народ Империи
Александр Фёдоров

Тлинкиты - народ Империи

Аляска – штат, где процент коренного населения (19,2%) выше, чем в любом другом регионе США. Самым многочисленным племенем Аляски являются тлинкиты – воинственный и отважный народ, бывший некогда главным препятствием на пути быстрого освоения Аляски Российской Империей.

Природа Аляски мрачна и сурова. В XVIII в., когда туда впервые проникли русские мореплаватели, Аляска была диким краем, с дикими зверями и дикими людьми. Густые леса, покрытые снегами горы, глубокие ущелья и побережье, изрезанное укромными заливами и бухтами — идеальное место для ведения партизанской войны и формирования бойцовского характера. Характер тлинкитов (русские называли их колошами) был таким же суровым, как и окружавший их ландшафт. Они были ловкими охотниками и ещё более ловкими рыболовами, промышляя калана, сивуча и т.д. Они были свирепыми воинами, война и производная отсюда кровная месть занимала важное место в их культуре. Злее самых лютых зверей — так называли русские это племя.

У тлинкитов было мощное телосложение, что ещё более склоняло их к воинственности. Их военное искусство заключалось не только в умении терпеть боль, закалённости духа и бесстрашии, но и в развитой тактике.

Они снаряжали многочисленные флотилии каноэ для нападений на соседние племена, были умелыми мастерами ночного боя и отличными лазутчиками. Тлинкитов в доспехах и шлемах русские сравнивали с адскими чертями: эти доспехи и шлемы делались из тонких дощечек, покрывались лосиной шкурой и могли выдержать даже пулю.

Появление русских на Аляске тлинкиты восприняли негативно. Иначе и быть не могло, учитывая отличия в мировоззрении двух народов. В понимании индейцев Аляска принадлежала им.

В понимании России Аляской могли овладеть англичане (до англичан это пытались сделать испанцы и французы), что сделало бы уязвимыми восточные рубежи нашей империи. Опередить англичан было просто необходимо, ведь очевидно, что тлинкиты не выдержали бы войны с Лондоном. Их земли стали бы плацдармом для возможного нападения Британии на Россию.

Поначалу отношения тлинкитов и русских были враждебно нейтральными. Затем наладились некоторые контакты, но в 1792 г. тлинкиты неожиданно напали на русский лагерь. Наши нападение отбили, но не без потерь.

В понимании тлинкитов нападение было актом смелости и отважности. В понимании русских — актом неприкрытой агрессии.

Неоднократно разница в миропонимании заставляла индейцев и русских воевать друг с другом. Если русский брал в жены тлинкитскую девушку, с её же согласия, для него это было хорошо. Тлинкиты же приравнивали это чуть ли не к нападению и могли в отместку убить любого русского. Русская администрация считала это умышленным убийством, а тлинкиты — справедливым актом мести.

У русских работали алеуты и прочие туземцы, к которым тлинкиты, будучи воинами, относились с презрением. В их понимании дружба с алеутами налагала позор и на русских, подрывая их авторитет в глаза тлинкитского населения. Тлинкиты нередко нападали на алеутов и других индейцев, обращая их в рабство. Русские считали это актом агрессии, а тлинкиты полагали, что русские заступаются за их извечных врагов, и в отместку опять могли убить любого русского.

В монографии А. В. Гринева «Индейцы тлинкиты в период Русской Америки 1741-1867» указывается, что даже обучение детей в школах, открытых русскими, тлинкиты считали разновидностью рабства потому, что дети несли там несложные бытовые обязанности.

Разозлить тлинкитов мог даже простой отказ выполнить просьбу какого-то авторитетного в их среде человека. Однажды тлинкиты очень разозлились на русских из-за того, что капитан судна отказался подкинуть до ближайшего острова их вождя.

В другой раз тлинкиты прямо у русской крепости Ново-Архангельск принялись выяснять отношения с другим племенем. Русская администрация вмешалась, чтобы предотвратить ненужную резню, потребовав от всех индейцев разойтись. В понимании тлинкитов это было поддержкой русскими их врагов.

Основной же причиной нападений тлинкитов на русских было то, что в русских промысловиках и русской администрации, как таковой, они видели конкурентов, покушавшихся на их рыбу и пушнину. Да и промысловики, люди грубые и думающие лишь о прибыли, нередко пренебрегали интересами индейцев, провоцируя ненужное озлобление.  

В 1802 г. тлинкиты подняли организованное восстание. После ряда сражений тлинкитов привели к порядку. В 1805 г. тлинкиты напали на крепость Якутат. Потом был ряд нападений менее масштабных, но почти всегда русским удавалось одержать верх над тлинкитами.

В 1835-1839 гг. аляскинские индейцы гибли от оспы. Вот тогда-то и пришли им на помощь русские. Врачи делали им прививки, священники духовно окормляли. Тлинкитские шаманы-язычники злились, но теряли авторитет в глазах соплеменников, не умея справиться с эпидемией. А русские справились, начался период сближения их с индейцами. В то время как англичане в других регионах Северной Америки давали индейцам заражённые оспой одеяла, чтобы вымерло все племя, русские, напротив, спасали индейцев от эпидемий.

Часть тлинкитов, хоть и малочисленная, приняла Православие. А.В. Гринев упоминает сына вождя по имени Акой, который после крещения стал Павлом Родионовым. Русские врачи спасли немало тлинкитских жизней, но полностью выветрить из тлинкитского характера свирепость и воинственность было крайне сложно. Периодически тлинкиты нападали на русские поселения, убивая мужчин и уводя в плен женщин и детей. Последняя серьёзная стычка произошла 1855 г., и опять русский дух оказался крепче тлинкитской свирепости. Отличившиеся в сражении русские были позже награждены за проявленную храбрость.

Образ жизни современных тлинкитов во многом не отличается от жизни белых американцев. Но, как и все индейцы США, они страдают от повышенного уровня самоубийств, нервных и заразных заболеваний, безработицы и неустроенности в жизни. Это общая проблема всех краснокожих в США.

Нам же, нынешним потомкам русских первопроходцев Аляски, надлежит знать историю Русской Америки, ибо это одна из живописнейших страниц общей истории России.