Апостол и святитель
Александр Гончаров

Апостол и святитель

На Руси испокон любили имена Иван и Николай. Их носили и государи, и крестьяне.

Любимый ученик Иисуса Христа — Иоанн Богослов почитался с усердием, а Николай Чудотворец всем был известен: от мала и до велика.

Российская Империя строилась на этих именах, а не на Даздрапермах, Виленах и Тракторостроях Марленовичах. Сколько выдающихся русских людей носили имена Николая и Иоанна? Не счесть им числа.

А где же мы можем видеть пересечение апостола и евангелиста и святителя Николая Мирликийского? Да, конечно же, в Малой Азии, откуда и происходят наш герб — Двуглавый орел, переданный через тысячелетия от Хеттской державы через Византию России.

Малая Азия — древняя христианская земля. Здесь проповедовали апостолы и совершали подвиги свои величайшие святые. Если вы пожелали бы отправиться из Эфеса в Ликию, скажем в Патару, морем, то вполне могли бы проплыть ввиду острова Патмос. А как же связаны эти места?

В Эфесе и Патмосе жил апостол и евангелист Иоанн Богослов, которого часто называют любимым учеником Господа нашего Иисуса Христа. А в Патаре и Мирах Ликийских камни еще помнят поступь святителя Николая Чудотворца, хотя и исчезли с лица земли та Патара и те Миры Ликийские.

Весной дни памяти апостола Иоанна и святителя Николая Угодника стоят совсем рядом. А географически: от Патмоса и до Мир не далек путь даже и по меркам античной эпохи, тем более сейчас, при наличии самолетов и быстроходных морских судов.

Иоанн Богослов и Николай Мирликийский, каждый по-своему, служили Христу и боролись за веру христианскую. Между ними лежат примерно 170 лет, но что для Бога столетия и эоны? Служители Христовы находятся вне времени и пространства. Господь связывает и скрепляет их в одну цепь, на которой и держится мир.

Ясно без сомнения, чисто биографически Иоанн и Николай очень несхожи. Апостол вышел из рыбаков, да и неизвестно, какое образование он получил, но между тем, Евангелие и Апокалипсис, плюс еще послания принадлежат ему. Волшебные строки Евангелия от Иоанна и «ревущие строки» Откровения говорят о мощнейшем Божием воздействии на человека и о недюжинном таланте литературного свойства. Чудеса апостола Иоанна Богослова тоже известны, но они как-то реже вспоминаются на фоне книг его.

Вроде бы творений (не апокрифических) от Николая Чудотворца до нас не дошло, даже и епископских посланий, и проповедей. Может они были, а может и оставались, исключительно, устными. Святитель Николай как раз-то гремит по Православному миру чудесами своими и житием своим. А между тем, Николай Мирликийский в Предании Церкви предстает, как ревностный борец с ересью. И ведь из жития святителя мы знаем. Что уж образованием то он обделен не был, семья вполне могла позволить себе его выучить на высоком уровне.

Апостол Иоанн Богослов — это первое поколение христиан, которое через гонения прошло и засвидетельствовало Истину своим мученичеством.

Потом пришли «мужи апостольские» и апологеты.

Святитель Николай Чудотворец принадлежал к христианам, которые испытав травлю и изуверства от Диоклетиана, увидели и торжество Церкви над Империей при Константине Великом.

Не преувеличивая можно сказать, что архипастырь Николай любил апостола Иоанна Богослова и читал Апокалипсис. Ближайшей из церквей, обозначенных у Иоанна к Мирам была Лаодикийская и добраться до Лаодикии во Фригии было делом легким. В Откровении говорится: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши... знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг... Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу...» (Откр.3,14-17, 19-20).

Больше всего святитель Николай ненавидит теплохладность, а сколько же чудес он свершает, помогая бедным, раздавая богатства во Славу Божию. И как же с яростью сердца святитель Николай защищает обиженных и не праведно осужденных. И морская стихия покоряется ему.

Но что же объединяет апостола и святого? Они смиренны и порывисты. Они движимы Любовью. «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18) — вот принцип жизни, которыми неизменно были водимы Иоанн (изрекший его) и Николай (следовавший ему).

Имя апостола Павла тоже связано с Малой Азией и с теми территориями, где побывали евангелист Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец из Мир Ликийских.

У Павла мы находим: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Следует повторить, что на Руси любили и чтили Иоанна Богослова и Николая Угодника. Деревянные и каменные храмы возводились в память их. И возносились вверх купола, как натянутые струны Любви. И даже до средневековых Монголии, Кореи, Китая и Японии дошла «благая весть» апостола Иоанна, а буддисты-буряты святителя Николая знали, как «батюшу Михолу» и объединяли с Сагаан-Убгэном («Белым Старцем»).

Воистину отмечены Господом нашим Иисусом Христом апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец перед ликом народов всей планеты. И вечно живут они в великом сердце Русской Империи.