Ось Варшава - Париж
Владислав Гулевич

Ось Варшава - Париж

Военно-политическое сотрудничество с Францией, в том числе участие Парижа в модернизации Войска Польского, является для Польши неизменным приоритетом. Об этом говорится в письме польского министра иностранных дел Витольда Ващиковского своему французскому коллеге Жану-Марку Эйро. Письмо было написано 7 октября, но известно о нем стало только недавно.

В письме польский министр озвучил желание Варшавы закупить у Франции крупную партию вооружений - подводных и надводных кораблей (в рамках проектов Miecznik и Czapla по оснащению ВМС Польши новыми образцами патрульных катеров), систем ПВО и истребителей. Варшава также надеется на участие в космических программах и разработках новых систем дозаправки самолётов в воздухе совместно с французским концерном Airbus.

Это заявление прозвучало на фоне скандала вокруг поставки Францией Польше пятидесяти вертолётов Н225М Сaracal производства того же концерна Airbus.

После долгих переговоров Варшава вдруг отказалась от сделки, прикрывшись расплывчатой формулировкой о том, что не получила от французской стороны обоснований того, что закупка вертолётов этой марки обеспечит надлежащим образом экономический интерес и безопасность Польши. Когда французы заикнулись о неустойке, заместитель министра обороны Польши Бартош Ковнацкий предупредил, что они не получат ни копейки.

Началась французско-польская тяжба: французы требуют рассмотрения дела в Международном арбитражном суде (штаб-квартира в Париже), поляки настаивают, чтобы дело рассматривалось польскими судами.

Вскоре после этого появилась информация о намерении Варшавы закупить вместо французских американские вертолёты Black Hawk в количестве 21 шт., и без предварительных торгов, как это было в случае с Airbus. То есть, американцам Варшава готова была предоставить льготные условия для участия в вертолетной сделке. Минобороны Польши эту информацию опровергает, и устами В. Ващиковского говорит о расширении военно-политического союза Париж - Варшава.

Углублением сотрудничества с Парижем поляки надеются вклиниться в франко-германский союз, предвестником которого послужил совместный документ "Европа в мире неопределённостей" авторства глав МИД Германии и Франции Франка-Вальтера Штайнмайера и Жана-Марка Эйро.

Документ увидел свет в июне 2016 г., после известия о намерении Великобритании покинуть ЕС. В нем Париж и Берлин предложили партнёрам по ЕС заключить всеобъемлющий договор о европейской безопасности дабы предотвратить эрозию европейского интеграционного проекта. По сути, это была заявка Парижа и Берлина на совместное лидерство внутри ЕС.

В Варшаве такое заявление восприняли негативно. Сближение Парижа и Берлина грозило Польше ослаблением её позиций на дипломатической арене, поскольку германская политика Варшавы - это непрерывный поиск балансов и противовесов влиянию Германии. В истории Польши таким противовесом неоднократно выступала Франция.

После прихода к власти национал-клерикальной  партии "Право и справедливость" (ПиС) антигерманская риторика звучит из уст Варшавы регулярно. В январе 2016 г. ставленник ПиС, президент Анджей Дуда провёл в стране ряд реформ, укрепивших контроль властей над СМИ.

Это была контракция против усиления германского капитала на польском медиа-рынке, где его доля, по словам политического комментатора Зигмунта Дзеньчоловского, составляет 80%. Неспроста резко против реформ выступила оппозиционная  партия "Гражданская платформа", традиционно считающаяся прогерманской.

После попытки изгнания немцев из СМИ пришёл черёд армии. По данным за 2015 г., на вооружении Войска Польского состоит 249 немецких танков Leopard. Это больше, чем польских танков РТ-91 (232 шт.) и советских Т-72 (159 шт.). В интересах Варшавы допустить к модернизации Войска Польского французов, чтобы уменьшить зависимость от немцев.

Углубление польско-французского партнёрства отвечало интересам США ...до избрания президентом Дональда Трампа. Каким будет отношение США к этому вопросу сейчас, говорить пока рано.

Очевидно, что недоразумение с французскими вертолетами Caracal и попытка втихую заменить их американскими Black Hawk - не более чем столкновение бизнес-интересов. В долгосрочной политической перспективе администрации Обамы был выгоден польско-французский союз как противовес германской гегемонии в Европе.

Париж также заинтересован в уравновешивании  своих позиций внутри ЕС с позициями Германии. Если скандал вокруг поставки французских вертолётов удастся замять, Париж не откажется от участия в переоснащение Войска Польского.