Праотец Русской Империи
Иван Касилов

Праотец Русской Империи

Сербия плачет о Косове, ибо там сердце ее. Ну, а мы? Часто ли вспоминаем Киев и святых Киево-Печерской Лавры? А между тем, из Лавры и от Феодосия Печерского происходят истоки Российской Империи. История говорит об этом… Средневековый Киев являлся ключевым центром в распространении христианства на Руси. Располагаясь на перекрестке торговых путей и в то же время на восточной окраине славянской ойкумены, город как бы вбирал в себя «свободные атомы» из разных этносов и религиозных общин. Отметим, что Киев находился также в приграничье такого самобытного географического пространства, как Великая степь, представлявшую собой природный коридор от Китая и Прибайкалья вплоть до Паннонии, через который неоднократно в западном направлении проходили многочисленные кочевые народы. Киев имел постоянные контакты с Крымом. Крым же в эпоху средневековья был перевалочной базой для торговцев, освоивших путь «из варяга в греки»; одновременно этот полуостров служил форпостом Римской, а позже Византийской империи на севере Причерноморья. В дальнейшем Крым закономерно стал местом ссылки религиозно-политических диссидентов. Через крымский коммуникационный канал в Киев поступали идеи православного христианства и различных еретических движений. С Запада — Польши и Чехии — на Русь шло католическое влияние, то же самое можно сказать о прибалтийском и скандинавском каналах трансляции. Из Болгарии в Киев проникали не только православные представления, но и богумильские, окрашенные в цвета манихейского дуализма. С Востока и Юго-Востока на Русь оказывали влияние иудаизм (Хазария), ислам (Булгар, хорезмийцы), несторианство и монофизитство. Знаменательно, что, по некоторым сведениям, первые русские христианские общины напоминали по своей организации общины ирландских и британских («дальнезападных») христиан. Следовательно, и христианство святого Патрика, в той или иной мере, повлияло на становление Православия в Киевской земле. XI век стал периодом наступления римско-католической церкви на своих противников в христианском мире, а 1054 год ознаменовался гегемонистских поползновений папства. И против католицизма резко выступил на Руси великий святой Феодосий Печерский (ок. 1036 — 3 мая 1074), подвизавшийся в центре духовной жизни нашей территории — Киево-Печерской монастыре (потом — Лавре!). Основателем Киево-Печерского монастыря считается преподобный Антоний, но подлинную славу эта обитель приобрела при Феодосии. В иконическом ракурсе Антоний — отшельник, не ищущий и не спешащий активно миссионерствовать (люди, привлеченные его подвигами на ниве христианской жизни, приходят к нему сами). Феодосий не только «работает» с приходящими, но и направляет послания, своевременно реагируя на запросы православной общности, он ведет себя точно так же, как и оптинские старцы на рубеже XIX-XX вв. Кроме того, игумен сам ищет полемики, вступая в споры с киевскими иудаистами и даже с княжеской властью. Преподобный Феодосий Печерский известен нам как автор самого настоящего памфлета, направленного против католичества «Послание к князю о вере латинской…» Он высмеивает нравы и обычаи, царившие внутри латинского монашества, причем очень едко и с немалой толикой остроумия. Тогда люди не боялись прослыть не толерантными или не очень-то политкорректными. Они были цельными, в отличие от нас, живущих в XXI веке, пытающимся и православными казаться и иноверцам угодить (и не дай Бог не обидеть ненароком!). Подвижник честно пишет о том, как надо общаться с чуждыми: «Я, Федос, худой монах, раб пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, в чистой и правоверной вере рожденный и воспитанный в добре и законе правоверным отцом и матерью-христианкою, учившими меня следовать доброму закону и нравам православных, вере же латинской не приобщаться, не соблюдать их обычаев, и от причастия их отвращаться, и никакого учения их не слушать, и всех их обычаев и нравов гнушаться и блюстись; дочерей своих не давать за них замуж, ни у них дочерей брать; ни брататься с ними, ни кланяться им, ни целовать его; и из одной посуды не есть, и не пить с ним, и не брать у них пищи. Им же, когда они просят у нас есть или пить Бога ради, давать есть и пить, но из их собственной посуды. Если же не будет у них посуды, давать и в своей, только потом, вымыв, сотворить над ней молитву». Игумен Феодосий великолепно знает то, что забыли «прогрессивные» русские, полурусские и отчасти русские сего столетия — уступки врагу даже в малом, в бытовом смысле, в том числе, неизбежно ведет к потере и веры, и самобытности. Одним из факторов, поспособствовавших развалу того же СССР, стало желание западной «жрачки» и «евротрусиков». Сатана ироничен до неприличия: дорогие россияне продали в 1991 году души не за злато и серебро, а за Микки Мауса и импортную бижутерию. В РФ любят рассуждать о мнимой уживчивости всего и вся. Но вот святой Феодосий думал иначе (но кто сейчас читает послания его?): «Не подобает хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то становится он свою веру хулящим. Если же начнет непрестанно хвалить и свою и чужую, то окажется держащим двоеверие и недалеко от ереси. Ты, чадо, блюдись от таких деяний, не свыкайся с ними, но бегай от них, сколько можешь, и одну свою веру непрестанно хвали, подвизаясь в ней добрыми делами. Милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого. Когда видишь нагого или голодного, страждущего от зимней стужи или какой беды, будь он жидовин или сарацин, болгарин или еретик, латинин или язычник — всякого, как можешь, помилуй и от беды избавь, и не останешься без Божьего воздаяния. Бог ведь и сам в этой жизни сохраняет и язычников, и христиан. Язычникам и иноверным в нынешнем веке дано попечение от Бога, в будущем же чужды они будут благого воздаяния. А мы, живущие в правой вере, и здесь пребываем Богом соблюдаемы, и в будущем веке будем спасаемы Господом нашим Исусом Христом». Причем Феодосий не отказывается от милосердия! Ибо последнее совершенно не противоречит сохранению своей веры! Фактически, здесь обнаруживается абсолютно имперское мышление. А поэтому преподобный Феодосий Печерский смело может быть объявлен духовным праотцом Русской Империи. Защита православного христианства вменяется в обязанность каждому русскому Феодосием: «Чадо, если придется тебе умирать за эту святую веру Господа ради, то не оставь правой сей веры, но с дерзновеньем умри за веру Христову. Ибо святые…умерли за веру, а теперь вот живут во Христе. И ты, чадо, если узришь каких-нибудь иноверцев, стязающихся с православными о вере и стремящихся соблазном отвести от правой веры несведущих верных, то ты, многосведущий, не скрой в себе своего знания, а помоги правоверным против кривоверных. Если поможешь им, то как овец избавишь их от уст львиных. Если же промолчишь, это равносильно тому, как если бы, отняв у Христа, предал ты их сатане, ибо тот научил кривоверных кривой их вере». Это и есть слова, которые должен запомнить каждый, кто надеется на торжество Православия и новое восхождение Империи. Иначе нельзя. На «кривоверных» не строят универсальных государств, да и, вообще, никаких государств. Из глубины времен к нам так же пришло и «Поучение преподобного Феодосия Печерского «О казнях Божиих». Оно хоть и древне, да современно. Почитаем: «Бог наводит какую-либо казнь или иноплеменников, по гневу Своему, за то, что мы не обращаемся к Нему, а междоусобная брань бывает по наущению от диавола и от злых людей. Бог не хочет зла людям, но добра; а диавол радуется всякому злу, совершаемому между людьми: он издревле враг нам, хочет убийства, кровопролития, воздвигая свары, убийства, зависть, братоненавидение, клеветы. Поэтому если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертию, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями, чтобы мы, покаявшись, жили так, как Бог велит, вещая нам чрез пророка: «обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте и плачи» (Иоил 2, 12)». А мы еще удивляемся санкциям от Запада и тому, что творится в Малороссии! Ну, а ежели, не отстоим Донбасс, то обнаружим, что война уже стучит в нашу дверь! Ведь это будет согрешение всей страны. Дикое невежество в отношении Православия, незнание мудрых мыслей православных святых провоцируют «казни Божии»: мы их сами навлекаем казни на себя. Но, да не будет! Помолимся преподобному Феодосию: «Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым и умоли: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Соблюди, преподобне чудотворче, Отечестие твое земное, страну православно-российскую, все грады и веси ея, град твой, и Лавру твою невредимы от всякаго зла, и вся люди притекающыя на поклонение к честному твоему гробу, и пребывающыя во святей обители твоей, осени небесным твоим благословением, и от всяких зол и бед милостиво избави».