Невероятный османский путч
Николай Севостьянов

Невероятный османский путч

Первые сообщения о том, что в Турции что-то происходит, появились в пятницу около десяти часов вечера. А уже через час сомнений не осталось — это переворот, тот самый путч, которого никто не ожидал, благо что Эрдоган многие годы последовательно зачищал армию и спецслужбы от всех, кто проявлял хоть малейшее недовольство.

Происходящее выглядело настолько невероятно, что ведущие мировые каналы даже не сразу смогли понять, на чьей стороне народ. Или можно сказать иначе — на чьей стороне те, чья позиция не ограничивается кухонными разговорами и дискуссиями в социальных сетях. Сперва говорили о том, что армейские танки встречают цветами по всей стране. Затем — наоборот, что их блокируют и забрасывают камнями.

Точку поставили кадры сдающихся либо уже арестованных солдат. Всё, что было после - и пресс-конференция Эрдогана, и показательная порка на мосту, - стало всего лишь завершением общей картинки. Самое главное состояло в том, что от начала мятежа до его полного провала не прошло и пяти часов.

Одновременно с финалом восстания стали очевидны и его прямые последствия. То, как всё это прошло, и то, как было организовано, в совокупности со значительным числом погибших и раненых, стало для Эрдогана потрясающим подарком. Теперь его власть и в самом деле достигла абсолюта. Если раньше перспектива переворота обсуждалась в рамках технических возможностей, то сегодня речь уже о том, что даже при самой блестящей организации он не имеет ни малейших шансов на успех.

Ведь для того, чтобы эти шансы появились, армия действительно должна быть готова стрелять по толпе и давить её танками, причем делать это с таким размахом, что ни о каком удержании власти после этого не может идти и речи. Организаторы путча явно этого не ожидали. По всей видимости, они так и остались в 2013 году, когда турецкие города была охвачены антиправительственными беспорядками.

Это и стало роковой ошибкой, следствием непонимания того, как сильно изменилась страна всего за три года. Прежде всего, самым серьезным образом поменялся качественный состав населения двух турецких столиц, которые старательно наполнялись электоратом из консеративных областей. А во-вторых, сам этот электорат подвергся серьёзной радикализации, причем радикализации на почве открыто декларируемого исламизма.

Итогом стало то, что сегодня многие видят в офицерах уже не патриотов страны, а «муртадов», которые желают вновь вернуть страну к идеалам Ататюрка, к тому, что так любимо «кяфирами» всех мастей. Разумеется, это мнение лишь части той людской массы, которая сумела организоваться и бросить вызов армейским подразделением.

Да, там были и люди весьма образованные и более чем далекие от любых мусульманских идей. Но слишком уж показателен тот факт, что ключевыми центрами мобилизации сторонников Эрдогана стали мечети, которые через репродукторы, цель которых — напоминание о молитве, призывали людей брать в руки оружие и убивать военных.

Куда же делись те самые противники власти, о которых столько говорили все последние месяцы? А они, в большинстве своём, решили отсидеться дома, прекрасно понимая, что будет их ожидать в случае неудачи. При этом ряд журналистов и блогеров всё же успел заявить о своей солидарности с путчистами. Теперь им можно лишь посочувствовать.

Впрочем, «креативный класс» оставят на десерт. А вот чьи головы действительно полетят тысячами прямо сейчас — так это военных и судей. При этом само участие в заговоре не играет почти никакой роли. Под шумок срежут всех тех, кто когда-то был против, кто что-то сказал или с чем-то не согласился. Турцию ждёт самая большая чистка в новейшей истории, и в ней Эрдоган наконец сможет реализовать свою давнюю мечту об окончательных похоронах кемализма.

Отсюда самый главный вопрос — следует ли всерьез принимать версию того, что всё это было организовано Штатами? Сами сторонники Эрдогана уверены в этом на сто процентов. В России такой вариант тоже нравится очень многим, особенно если увязать его с недавними «извинениями». А уж если задуматься, кто в такой случае взорвал стамбульский аэропорт (ведь именно террористическая угроза стало поводом для армейских манёвров), то получаеется вообще сказка. Не говоря уже о том, что разве можно мечтать о чем-то большем, чем вторая по мощи страна в НАТО, которая внезапно становится врагом Америки?

Вот только чересчур уж сложно вообразить, что подобная акция прошла мимо турецкой контразведки. По правде говоря, это просто-напросто невозможно. А раз это так, то не стало ли всё это гениальной задумкой самого Эрдогана, который знал о замысле генералов и позволил событиям развиваться именно тем путём, который мы все наблюдали?

Осенью, отдав приказ об уничтожении нашего самолёта, Эрдоган уже попробовал поставить на карту всё, что у него было. Тогда он проиграл и едва не потерял страну за эти несколько месяцев. Это вполне могло заставить его сыграть снова. Но в этот раз он выиграл. Теперь вопрос в том, что станет следующей ставкой.