Владимир Сухомлин

Информационные технологии будущего

14 - 16 декабря 2009г. в МГУ им. М.В. Ломоносова пройдет очередная IV Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование» - представительный форум специалистов, занимающихся научной, инновационной и образовательной деятельностью в области информационных технологий (ИТ). Организаторами конференции являются ведущие университеты страны, институты РАН и компании ИТ-индустрии.

Главной целью конференции служит интеграция усилий науки, образования, индустрии, бизнеса в интересах создания современной конкурентоспособной системы подготовки профессиональных кадров для области ИТ и ее многочисленных приложений, а именно, национальной системы ИТ-образования.

Интенсивное развитие информационных технологий (ИТ) оказывает преобразующее воздействие на все сферы жизни и деятельности человека, по существу становится локомотивом прогресса на пути к новой модели мироустройства – обществу знаний, фундаментом которого служит экономика знаний. Все это делает актуальным массовую подготовку высоквалифицированных кадров, способных развивать и эффективно использовать новые ИТ.

Учитывая актуальность подготовки ИТ-профессионалов, МГУ им. Ломоносова в 2002г. разработал целостный подход к построению национальной системы ИТ-образования и вышел в министерство образования и науки с инициативой создания нового образовательного направления «Информационные технологии». 29 ноября 2002 года такое направление подготовки появилось в перечне направлений высшего профессионального образования страны.

Основная цель данного направления – создание системы массового производства высокопрофессиональных кадров в сфере компьютерных наук для инновационной экономики, прежде всего, подготовки компьютерных ученых, исследователей-аналитиков, разработчиков новых ИТ. Также ставилась задача обеспечить конкурентоспособность российским университетам, их выход на международный рынок образовательных услуг в сфере ИТ-образования.

С момента создания этого направления оно динамично развивалось. В частности, были разработаны и внедрены в практику государственные образовательные стандарты бакалавра и магистра ИТ, характеризующиеся фундаментальностью научной подготовки и гармонизацией с международными рекомендациями в части профессиональной подготовки; проведен четырехлетний эксперимент по отработке этих стандартов на практике с участием ведущих университетов страны (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, ННГУ, МАТИ); разработаны и реализуются в широком ассортименте программы магистерского обучения; то же можно сказать о программах дополнительного ИТ-образования и т.п. В настоящее время порядка 30 ведущих университетов страны ведут подготовку будущих айтишников по данному направлению.

Для ускорения развития системы ИТ-образования МГУ им. Ломоносова был создан механизм ежегодных международных научно-практических конференций «Современные информационные технологии и ИТ-образование» с изданием сборников трудов (механизм реализован на базе ресурса www.it-edu.ru). Одними из важных этапов развития направления ИТ явилось освоение технологий электронного обучения на основе концепции создания национального виртуального университета ИТ-образования, разработанной в рамках национального проекта «Образование».

IV конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование» проводится в сложных противоречивых для системы образования условиях.

К особенностям момента следует отнести противоречивость важнейших тенденций развития мирового сообщества. В частности, одной из доминант в развитии социума служит осознанная необходимость перехода к новой формации, получившей название «обществ знаний», с развитой инновационной экономикой, экономикой знаний. Это ставит перед системой образования задачи повышения фундаментальности и наукоемкости образовательных процессов, для массовой подготовки востребованных современной наукой и инновационной экономикой специалистов. Другой контрастирующей доминантой является кризисное состояние мировой экономики, ведущее к реструктуризации рынка труда, акцентированием на прагматичность при решении проблем трудоустройства людей.

Таким образом, с одной стороны, перед миром стоит амбициозная задача нового мироустройства, с другой стороны, задача физического выживания стран и народов.

Однако, несмотря на контраст составляющих этой дилеммы, важнейшим рычагом для решения, казалось бы, столь противоположных задач становится повышение темпов развития человеческого капитала, определяющего основное богатство любого современного государства (в развитых странах до 70-80% от общего значения потенциала этих стран).

Решающим фактором в ускоренном развитии человеческого потенциала становится система непрерывного образования или образования для всех на протяжении жизни. Такая система предоставит не только возможность получения качественного базового образования потенциально всем способным его получить, а также обеспечит образование для взрослых на протяжении их жизни, т.е. послевузовское образование, с учетом интересов и потребностей людей. Таким образом, всеобщее, сопровождающее на протяжении жизни образование для взрослых, а также всеобщее высшее образование – новые стратегические цели и задачи, стоящие перед каждым государством.

Именно подходы и принципы построения системы непрерывного образования, роль в этой задаче системы ИТ-образования, а также анализ вводимых в действие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для достижения указанных целей станут лейтмотивом конференции. В частности, разработчики национальной системы ИТ-образования считают, что она и должна стать локомотивом продвижения всего образования в целом в направлении построения системы непрерывного образования.

В конференции примут участие известные российские ученые, профессора, специалисты, работающие в области ИТ и ИТ-образования. В девяти секциях предполагается заслушать около 150 докладов. Запланировано проведение научно-практической школы для преподавателей и специалистов в виде серии мастер-классов под общим названием "Современные учебные курсы и пособия".

В день открытия конференции пройдут два круглых стола по актуальным проблемам образования:

1. "Как построить систему непрерывного образования для всех на протяжении жизни?"
2. "О развитии профессиональных компетенций в области ИТ у людей с ограниченными возможностями здоровья для профессиональной деятельности  в ИТ-отрасли".
К началу конференции планируется издание электронного сборника трудов конференции, а также сборника избранных трудов конференции. Информация о конференции будет поддерживаться на сайте по адресу: www.it-edu.ru. Организатора и участники конференции уверены, что она станет весомым вкладом в развитие российского образования.