«Ничего, кроме сердца…»
Александр Дмитриевский

«Ничего, кроме сердца…»

В этом году 9 Мая в Донбассе оказалось поистине народным праздником: тяжёлые испытания только добавили энтузиазма людям, которые по зову сердца шли поклониться тем, кто 70 лет назад разгромил гитлеровский нацизм. Отношение к юбилею Великой Победы показало насколько дорого жителям Новороссии то дело, за которое они сражаются.

Потрясающие парады в Донецке, Луганске и других городах... Саур-Могила и мемориал Миус-фронта, куда людской поток не прекращается всю первую декаду мая... Краснодон с его музеем «Молодой гвардии»... Ретро-поезд на паровой тяге, восстановленный железнодорожниками вопреки всем трудностям... Всё это — отдельные фрагменты одной большой картины непокорённого Донбасса: не сдавшегося врагу тогда, и снова ставшего неприступной крепостью спустя 70 лет.

Помимо широко известных центров празднования 9 Мая в Донбассе имеются свои народные традиции чествования героев былых времён. Более того, в своё время руками энтузиастов создавались целые мемориальные комплексы, куда даже приезжали знаменитости.

У трассы Красный Луч—Луганск между Ивановкой и Малониколаевкой находится монумент в форме звезды над терриконом, под которым покоится прах солдат 7-го гвардейского кавалерийского корпуса, погибших в феврале 1943 года. Здесь несколько раз в год в память о героях там зажигаются факелы. Чуть ниже, в скальном ущелье, расположен музей «Партизанская стоянка» на месте последнего боя Ивановского партизанского отряда.

Оба мемориала были возведены руками юношей и девушек из клуба «Подвиг», почти полвека действующего в городе Красный Луч. Музей открыли 29 мая 1970 года: молодые люди вымостили площадь булыжником, высадили кустарник в форме лавровой ветви славы, установили камень, на котором высекли надпись. Спустя 10 лет у трассы появилась стела в виде звезды над терриконом: здесь уже пришли на помощь предприятия города, так как для изготовления многих элементов композиции требовались исключительно заводские условия.

- Для сохранения памяти о героях не нужно ничего, кроме сердца! - так сформулировал свой рецепт основатель клуба «Подвиг» Николай Романов. - И ещё желание, а средства найдутся, и много их не надо: консервная банка, ветошь, солярка — вот и готов факел. Глыбы для памятников брали в карьерах: их директора с удовольствием отдавали и отдают нам негабарит, который не проходит в дробилку. Камень, которым вымостили площадь у мемориала, находили в балке…

Искренняя вера в то, что делаешь, способна распространиться окружающих: так постепенно общими усилиями вырос прекрасный народный музей, в составе которого были не только экспозиция из восстановленных партизанских землянок и ходов сообщения, но также летнее кафе и капитальное здание экскурсионного бюро. Туда установили водяное отопление, провели электричество и даже телефонную линию: с последним помогло местное шахтоуправление.

«Лихие 90-е» оказались страшным временем: «охотники» за металлом сожгли и разрушили экскурсионное бюро, выкопали телефонный и электрический кабели, неоднократно громили экспонаты. Тем не менее, и мемориал, и экспозицию под открытым небом удалось не только сохранить, но и поддерживать в нормальном состоянии.

Независимой Украине ни памятник, ни музей, по сути дела оказались не нужны: герои, которым они были посвящены, явно не соответствовали идеалам государства, в котором постепенно проращивался неонацизм. Поэтому хочется, чтобы этот уникальный комплекс, ставший по сути достоянием всего Донбасса, взяла под свою защиту молодая Луганская Народная Республика. И важно, чтобы это произошло как можно скорее.

...Белый контур бетонной звезды над терриконом из-за складок местности возникает перед едущим по трассе почти внезапно. Из окна машины видно, как у монумента работают люди: стригут декоративный кустарник, убирают сорняки, подметают дорожки.

На некоторых надгробных плитах указаны имена павших героев, но, имена большинства — неизвестны. В каждой плите устроена маленькая клумба в форме звезды: цветы прорастают из сердца солдата.

Нынешняя война пощадила мемориальный комплекс. Сюда летом прошлого года не дошли необандеровцы, но они были в соседней Малониколаевке, где издевались над местными жителями, прицельно, по установленным «маячкам», расстреливали храм из тяжёлой артиллерии, а его настоятеля некоторое время продержали в застенке.

Вечереет. По периметру монумента выставляются закопчённые консервные банки с ветошью внутри. Заливается дизельное топливо, немного времени на пропитку фитиля — и факелы можно зажигать.

В былые годы, когда движение по трассе Красный Луч — Луганск было активным круглые сутки, горящим факелам у монумента сигналил почти каждый проезжавший водитель. Сейчас, по вполне понятным причинам, количество машин в тёмное время суток на дорогах Донбасса минимальное, но, тем не менее, традиция живёт: гудки клаксонов всё равно доносились.

Глядя на факелы, размышляю над формулой: «Ничего, кроме сердца...» 9 мая 2015 года в Донбассе показало, что память измеряется не кубометрами бронзы и гранита, а числом людских сердец, в которых она живёт. И пока будет жить память — нас победить никто не сможет!