Маниловщина белых кабинетов
Владислав Жуковский

Маниловщина белых кабинетов

Насколько можно судить, в правительстве, финансово-экономический блок которого контролируется идейными наследниками Гайдара, Кудрина, Чубайса и Ясина, решили приступить к активной имитации бурной деятельности и исполнения президентских указов. Судя по всему, три громких выговора федеральным министрам за срыв сроков реализации предвыборных обещаний Путина и две громкие отставки министров (Сердюкова за превращение Минобороны в бюджетную «чёрную дыру» и «внутренний карман», а Говоруна за непосещение рабочего места и несогласие с полученным выговором) дают свои результаты.

Да, безусловно, в настоящий момент о роспуске кабинета министров и снятии с поста председателя правительства не может быть и речи – прошел всего год с начала функционирования кабинета министров.

Однако хроническая неспособность российских либералов, продолжающих реализацию катастрофичной политики «младореформаторов» по превращению России в «дойную корову» Запада и сырьевой придаток глобального бизнеса, разработать и предложить альтернативную стратегию развития, технологического рывка, модернизации инфраструктуры и качественного преобразование экономики в пользу высокотехнологичных производств, вызывает острое недовольство в Кремле. Об этом говорит ряд факторов: публичная критика президента в адрес правительства, введение процедуры постоянных отчётов министров перед президентом, демонстративный отказ поехать на слёт либералов в Давос, борьба с коррупцией, призванная ослабить «рыночных фундаменталистов».

Отчётливое понимание президентом финансово-экономической и социально-демографической пропасти, к которой привела реализация ультралиберальной макроэкономической политики в лучших традициях принципов «Вашингтонского консенсуса», демонстрирует тот факт, что впервые за долгие годы вокруг Путина стала формироваться команда вменяемых и патриотично настроенных экспертов и советников. Президент впервые отказался от услуг либерального клана и поручил отечественным учёным из Академии Наук разработать альтернативную нынешней стратегию развития страны в условиях глобального кризиса.

Тот факт, что курирование разработки этой программы поручено академику РАН Сергею Глазьеву, ставшему в середине лета 2012г. советником президента, наглядно свидетельствует о том, что в «верхах» начинают осознавать масштабы утраты финансово-экономического суверенитета России, а также неспособность нынешней паразитической модели проедания нефтедолларов и прокручивания поступающих в страну нефтедолларов (550 млрд долларов ежегодно) и иностранных кредитов (свыше 625 млрд долларов) обеспечить даже элементарный рост экономики в 5,5%, который является критически значимым для сохранения социально-политической стабильности в обществе.

Непосредственно само расширенное заседание правительства произвело крайне противоречивое впечатление. С одной стороны, шла констатация очевидных фактов и прописных истин, начиная от исчерпания модели «экономики трубы», критической значимости реиндустриализации и форсированного подъёма наукоёмких производств, а также отраслевой диверсификации экономики и преодоления «сырьевого проклятия», и заканчивая разговорами о необходимости повышения уровня жизни россиян, сокращения имущественной пропасти и т.д.

С другой стороны, наблюдается хроническая неспособность финансово-экономического блока правительства, придерживающегося убийственной стратегии недофинансирования экономики, поддержания дефицита денег и накопления средств, которые превращаются в «гробовые деньги», предложить хоть какую-нибудь вменяемую альтернативу тому курсу, который довёл Россию до состояния деиндустриализированной сырьевой колонии и рынка сбыта для ТНК.

В своём нынешнем составе, особенно с нынешним вице-премьерским корпусом, правительство демонстрирует некомпетентность, бесполезность и неадекватность стоящим перед страной вызовам.

…Президент Путин весьма жёстко указал на исчерпание проводившейся 11 лет финансово-экономической политики, обрисовал стоящие перед страной вызовы и в снова озвучил пожелания, призвав правительство подумать над тем, что делать дальше. Что действительно порадовало в речи Путина, так это то, что вслед за своим посланием Федеральному собранию в декабре 2013г. он вновь указал на необходимость пересмотра денежно-кредитной политики и, по сути дела, подключения Банка России к формированию долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике.

Председатель правительства Медведев, как рупор либерального клана, взял на себя удар президента, выступил в качестве основного реализатора президентских указов (что был обязан сделать в силу занимаемой должности) и разразился ворохом обещаний и рассуждений о том, как заживёт Россия к 2018 году.

Министр экономики Белоусов, сделав реверанс в сторону либералов и указав на необходимость улучшения инвестиционного климата, всё-таки успел сказать, что Россия живёт в условиях аварийного состояния транспортной инфраструктуры и уже в самое скорое время будет неспособна перевозить производимые грузы. А глава Минфина Силуанов, как последователь Кудрина и ученик Гайдара, продолжил серьезно рассуждать о необходимости соблюдения финансовой дисциплины, накоплении заначки на чёрный день и значимости принятия бюджетного правила для легализации изъятия денег из экономики и их дальнейшего направления на финансирование бюджетных дефицитов и стимулирование модернизации в США, ЕС и Японии. Правда, как и водится истинному либералу, он не удосужился напомнить, что благодаря проводимой им финансово-экономической политике только в 2012г. Россия понесла чистый инвестиционный убыток по уплате процентов, дивидендов и прочих доходов на капитал в размере 53 млрд долларов (данные Банка России), а суммарные потери от втягивания в систему неэквивалентного внешнеэкономического обмена на правах сырьевой колонии достигли 210 млрд долларов или 50% федерального бюджета.

В этом плане крайне примечательно выступление Дмитрия Медведева, которое произвело впечатление попытки напомнить о своей значимости. Именно по этой причине председатель правительства бурно обещал построить коммунизм в отдельно взятой стране уже к 2030г. и создать на территории РФ глобальные экономические Васюки. Чего стоят хотя бы утверждения, что России срочно требуется «пятилетка эффективного развития», в рамках которой экономика должна будет расти темпами не менее 5% ежегодно.

Непонятно, о какой пятилетке идет речь, когда в России напрочь отсутствует система стратегического планирования и прогнозирования социально-экономических процессов. Дело дошло до того, что ректор РАНХиГС Владимир Мау – руководитель «кузницы кадров» для руководства страны – договорился, что стратегическое планирование и прогнозирование – это зло, пережиток прошлого, и России не нужно.

Даже широко разрекламированный переход на 3-летний бюджетный цикл провалился на самом раннем этапе – чиновники толком не могут нормально исполнить и спрогнозировать бюджетные параметры даже на ближайший финансовый год!

Пятилетки имеют смысл только в том случае, если на высшем государственном уровне ведётся серьёзная работа по построению системы долгосрочного стратегического планирования и прогнозирования вариантов развития финансово-экономической ситуации. В таких традиционно «рыночных» экономиках, как США, Германия, Франция, Япония, Южная Корея и т.д. ежегодно составляется от 700 до 3000 межотраслевых балансов и в полном объёме функционирует система индикативного (не командно-административного) планирования макроэкономических тенденций и изменения технико-экономических закономерностей.

В России же, благодаря усилиям доморощенных либералов, демонтированы все институты, которые бы занимались серьёзным прогнозированием и планированием развития народного хозяйства.  

О какой пятилетке может идти речь, если у правительства нет чёткого понимания того, каких целей оно намерено добиться, что для этого требуется и за счёт каких ресурсов оно собирается их реализовать? Беда правительственных чиновников состоит в том, что они сами не знают, чего хотят достичь (если ответом не считать распил бюджетных ресурсов и наращивание коррупции) и, что хуже всего, не понимают, что для этого нужно делать. Любые пятилетки становятся профанацией и пустой тратой времени и денег – когда никто толком не понимает что и как делать, временные рамки не нужны.

И совершенно непонятно, кто и в какой степени несет ответственность за реализацию поставленных в рамках пятилеток планов – в условиях тотальной коррупции, преступной халатности, безответственности и сращивания госаппарата с бизнесом, никакой системы контроля ни со стороны государства, ни со стороны общества не будет в принципе.

Чиновники сами прекрасно помнят провал пенсионной реформы, монетизации льгот, приватизации ЖКХ, повышения платности социальных услуг (образование, здравоохранение и т.д.), программы «Доступное жильё» и обещанного удвоения ВВП. Они сами наотрез откажутся от создания действенного инструмента оценки эффективности своей деятельности, так как это станет смертельным приговором для их карьеры и, возможно, физической свободы.

Имеет смысл напомнить, что заявленными темпами в 5% отечественная экономика не растёт уже больше 4 лет – после обвала на 7,8% в 2009 г. по итогам 2010 г. рост экономики не дотянул до 4,9%, в 2011 г. сжался до 4,3%, а по итогам ушедшего 2012 г. и вовсе оказался ниже 3,6%. И это притом, что цены на нефть выросли более чем на 40% в 2010-2011 гг., а по итогам 2012г. среднегодовая цена на североморскую смесь Brent достигла $110 за баррель. Хуже того, только в рамках одного календарного 2012 года прирост ВВП сжался с 4,9% в начале года до 1,9% в конце года, что наглядно продемонстрировало дефолт «экономики трубы».

За счёт чего Медведев обещает обеспечить рост экономики на 5% в 2013 г. при условии стагнации и даже риске снижения цен ниже $100 за баррель при усилении зависимости экономики от нефтегазовой трубы? Это в чистом виде попытка выдать желаемое за действительное и не имеющие отношения к действительности рассуждения о прекрасном и высоком. Невозможно объяснить оптимизм премьера и в связи с принятием закона о федеральном бюджете, в котором расходы государства на экономику, ЖКХ, образование и социальную сферу подлежат урезанию на 30-60% только с учётом официального прогноза инфляции (5,5%), а также в связи с разрастанием кризиса ликвидности в банковском секторе, усилением чистого вывоза капитала частным сектором (почти 1,8 трлн. рублей в 2012 г.) и принятием «бюджетного правила», которое продолжит курс «кудринистов» на изъятие денег из экономики, недофинансирование ключевых направлений бюджетной политики, формирование искусственного дефицита бюджета и одновременное втягивание государства в долги.

Также премьер-министр Медведев заявил, что инвестиции в российскую экономику в течение ближайших 5 лет должны вырасти в 2 раза. Другими словами, ежегодные темпы роста капитальных вложений должны достигать как минимум 15% на протяжении 2013-2018 гг. В очередной раз премьер выразил уверенность в том, что России требуется «улучшать инвестиционный климат» и бороться за привлечение иностранного капитала.

Откуда возьмутся столь высокие темы роста инвестиционных вложений, если по итогам того же 2012г. прирост финансовых вложений в основной капитал увеличился лишь на 6,7%, что в 2,2 раза ниже требуемых показателей? Более того, по объёму накопленного капитала в основные фонды (станки, оборудование, здания, производственные мощности, инфраструктура) сегодняшняя Россия как минимум на 55% уступает РСФСР в 1990 г., а по объёму ежегодных вложений не дотягивает до отметок 21-летнй давности порядка 32%.

Теперь о слепой вере в иностранный капитал. Во-первых, то, что российские чиновники называют иностранными инвестициями, на 92% состоит из иностранных кредитов и займов, предоставленных российским компаниям и банкам за рубежом (в 2000-м году доля кредитов составляла менее 58%).

Во-вторых, ТНК и глобальные ИТ-монополии, контролирующие ключевые производственные и управленческие технологии и ноу-хау, делают всё, чтобы блокировать передачу современных технологий, обеспечивающих их доминирование на мировом рынке, в руки стратегических конкурентов. Никто в США, ЕС или Японии не собирается собственными руками на ровном месте создавать себе конкурентов в России в условиях нарастающей конкуренции и обострения кризиса в мировой экономике.

Крайне жёсткая система защиты прав интеллектуальной собственности и продажи патентов, продвигаемая глобальными ТНК, уже стала одним из ключевых факторов провала Дохийского раунда переговоров ВТО и вызывает протест слаборазвитых стран, застрявших в средневековой архаике.  

Тот факт, что уровень локализации производства на совместных автосборочных предприятиях как составлял 25-30% в 2005г., так и остаётся на указанном уровне сегодня, наглядно свидетельствует об «успехах» политики «трансферта технологий» и надежды на иностранцев. Глобальные корпорации, видя преступную халатность подавляющей части чиновников, превративших госслужбу в инструмент личного обогащения, продолжают рассматривать Россию в качестве трофейного пространства и «банановой республики», из которой целесообразно выкачивать все соки.

Дмитрий Медведев коснулся ситуации в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе, которые, несмотря на приток нефтедолларов за последние 11 лет (практически 3,5 трлн долларов или 1780% ВВП) и захлёбывающийся от притока нефтедолларов бюджет (без дела на счетах Банка России и коммерческих банков в начале 2013 г. лежало свыше 8,8 трлн. рублей или 77% федерального бюджета), по-прежнему пребывают в коматозном состоянии.

Однако это не смутило председателя правительства, который заявил, что Россия в ближайшие годы должна вернуться в список ведущих аграрных держав мира и в полном объёме соответствовать критериям доктрины продовольственной безопасности. Как премьер намеревается это сделать в условиях, когда в среднем на долю продукции иностранных производителей приходится свыше 55% продовольствия в целом по стране и порядка 70-75% в крупных городах-миллионерах?

Зависимость России от импортного продовольствия только растет, а с присоединением к ВТО отечественные аграрии и производители продовольственных товаров становятся неконкурентоспособны. Для сравнения, импортные пошлины на свинину упали в 8 раз – с 40 до 5%, что поставило под удар все свинокомплексы и, что хуже всего, частные хозяйства населения, в которых сосредоточено 30% всего поголовья свиней. Напомним, что за период 1990-2011гг. поголовье свиней не только не выросло, но даже сократилось более чем в 2,2 раза – с 38,3 до 17,2 млн. голов.

Ещё больше опасений вызывает предложение Медведева превратить Россию в аграрную державу. Принимая во внимание повреждённое сознание российских либералов и их хроническую неспособность сделать хоть что-нибудь созидательное, этот весьма благой лозунг рискует обернуться колоссальным стратегическими потерями для России. Если речь идёт о комплексной модернизации АПК, повышении глубины переработки первичного сырья, развитии высокотехнологичных производств, производящих конкурентоспособную готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, то это одно дело.

Если же (и этот вариант видится более вероятным) Медведев скрыто предлагает просто продолжить гнать за рубеж всё больше сельскохозяйственного сырья (пшеницу, овёс, ячмень), то это будет означать дополнение нефтяной «иглы» продовольственной. В конце 19-го и начале 20-го века в царской России отечественная экономика попала в критическую зависимость от экспорта сельскохозяйственного сырья, а обрабатывающие производства современного технологического уклада хоть и демонстрировали высокие темпы роста в силу эффекта низкой базы и втягивания страны в петлю внешних займов, но находились в депрессивном состоянии.

Ныне в качестве действенной меры по стимулированию сельского хозяйства Медведев указал на необходимость возведения, как минимум, 4 млн. метров жилья для молодых семей и специалистов. Безусловно, решать жилищный вопрос на селе необходимо, однако он является далеко не главной причиной упадка отечественного сельского хозяйства и АПК.

Отечественные аграрии сворачивают производства потому, что их деятельность нерентабельна – в связи с произволом перекупщиков и крупных торговых сетей, коррупционными поборами, безудержным ростом цен на ГСМ и услуги естественных монополий, непозволительно дорогими кредитами, аварийным состоянием инфраструктуры, а также чрезмерным моральным и физическим износ производственных мощностей (степень износа зашкаливает за 70-75%), аграрии получают лишь 10-12 копеек с рубля произведённой продукции.

Принимая во внимание многократно заниженные объёмы финансовой поддержки отечественных сельхозпроизводителей со стороны государства (в расчёте на гектар сельхозугодий разница достигает 40-45 раз по сравнению со странами Евросоюза), это ставит крест на отечественном АПК и провоцирует упадок села. И одним жильём проблему не решить. Из сельской местности бегут по той простой причине, что люди не хотят жить в нищете и впроголодь – средняя заработная плата в сельском хозяйстве практически в два раза ниже среднего показателя по России (25,9 тыс. рублей) и составляют менее 13,8 тыс. рублей.

Еще премьер Медведев вскользь указал на необходимость очередной, третьей за последние 11 лет (!) пенсионной реформы. Глава правительства заявил, что каким-то образом уже к 2018 г. численность населения РФ достигнет 145 млн. человек. Каким образом этого удастся добиться правительству (если оно вообще удачно не забудет про перлы своего руководителя, как уже делало не один десяток раз), также непонятно. Это тем более непонятно на фоне общего вектора властей на скрытую приватизацию бюджетной сферы и повышение платности базовых социальных услуг – монетизация льгот, приватизация ЖКХ, внесение поправок в ФЗ-83, ювенальная юстиция и т.д.

С точки зрения здравого смысла расчёт Медведева на то, что после вымирания на 150 тыс. человек в 2011г. и едва заметный прирост населения на 4,6 тыс. чел. в 2012 г. (первый прирост за последние 20 лет либерального погрома), в ближайшие 5 лет население России будет увеличиваться практически на 800 тыс. человек ежегодно (!), объяснить невозможно.

Единственный вариант – за счёт усиления наплыва иммигрантов и низкоквалифицированной рабочей силы из слаборазвитых республик Средней Азии, которые всё активней законным и незаконным образом получают паспорта, ассимилируют и вносят свой вклад в рост численности населения России. Этнически русское большинство Поволжья, Сибири и Дальнего Востока продолжает вымирать сотнями тысяч человек в год.

Другими словами, иначе как «маниловщиной» и абсолютно оторванными от реалий жизни рассуждениями выступление Дмитрия Медведева назвать не получается. На заседании правительства вполне резонно был вынесен смертельный диагноз регрессивной макроэкономической политике «роста без развития» (т.е. структурной деградации») и модели проедания нефтедолларов, но ни слова не было сказано о том, что действительно нужно делать руководству страны.

Это заседание кабинета министров не только выявило хроническую недееспособность его нынешнего состава (за очень редким исключением), но и дефолт всей ультралиберальной мысли в России. Она завела страну в тупик и вместо предложения реальной стратегии выхода из кризиса начала заниматься раздачей совершенно нереализуемых обещаний.

Экспертам уже давно стало очевидно, что с нынешним составом правительства нельзя вывести страну из состояния сырьевой колонии, обеспечить выход на траекторию устойчивого роста экономики, а также дать стимул повышению уровня жизни населения и реальной модернизации производственной базы. Руководство страны убедилось в этом собственными глазами. Вопрос лишь в том, какие последуют выводы и кадровые решения. Раньше закрывать глаза на бардак и дезинтеграцию экономики ещё было можно (высокие цены на нефть спасали ситуацию), то сегодня такой возможности нет.

Либо под грузом накопленных дисбалансов Россия рухнет в жёсткий системный кризис, либо начнётся радикальная смена подходов к финансово-экономической политике. Правительство должно заняться исполнением своих прямых служебных обязанностей: борьбой с коррупцией, ограничением произвола монополий, заморозкой роста тарифов естественных монополий, ЖКХ и цен на ГСМ, модернизацией инфраструктуры, финансовой поддержкой экономики, образования и соцсферы, возвратом Банка России под контроль государства и построением системы рефинансирования экономики, снижением стоимости кредитных ресурсов и преодолением инвестиционного кризиса в наукоёмких отраслях промышленности. К сожалению, практически никаких позитивных сдвигов  пока не происходит – дальше пространных обещаний «построить коммунизм» к 2018 г. и вывести страну на передовые рубежи мировой экономики дело так и не идёт.