Вкусны ли турецкие пряники?
Виктор Астафьев

Вкусны ли турецкие пряники?

Мухаджирство – переселение кавказских горцев после поражения в Кавказской войне в Османскую империю, приобретает сегодня все черты идеологемы, конструируемой для информационной борьбы с Россией. Конструируется она не без помощи Запада (одни репортажи Джеймстаунского фонда о черкесском вопросе чего стоят), и поэтому целится всегда в Россию и русских. В дело включились не совсем добросовестные кавказские историки, раздающие словесные оплеухи России, и нежно гладящие словами Турцию. Дошло до того, что стали появляться книги с призывами освободить Кавказ от России и заставить Кремль покаяться. Такой тон сильно напоминает истерические претензии поляков к Кремлю каяться каждый день, всегда и везде. Не всё так однозначно. Да, Турция, будучи противником России, была заинтересована в противостоянии кавказцев с Российской империей. После поражения первых, Турция согласилась принять массовых беженцев с Кавказа. Туркам, ведущим беспрерывные войны на Балканах то с сербами, то с болгарами, то с греками, нужны были помощники. Поэтому Турция всячески подстрекала горцев к эмиграции. Мухаджиров использовали в демографическом противостоянии с покорёнными народами. Мухаджиров расселяли в регионах с армянским населением, чтобы численно задавить и исламизировать последнее. Мухаджиров селили на малоазийском побережье, а также в Румелии, чтобы упрочить там турецкое владычество и перебороть славянский и греческий этнический элемент. Мухаджиры не по своей воле, а по распоряжению турецких властей, оказались в Косово, Болгарии, Сирии, где ныне проживают их потомки. Селить мухаджиров там, где они пожелают, никто не собирался. Ближний Восток, Балканы – османам было что заселять. Антироссийски настроенные агитаторы, обвиняя Россию в выселении кавказцев после Кавказской войны, забывают упомянуть два момента. Во-первых, не всем кавказцам предлагали уехать. Некоторые предпочли остаться. Именно в России Шора Бекмурзин Ногмов, кабардинский историк, филолог и офицер русской армии, создал в 1840 г. «Начальные правила адыхейской грамматики» – первой грамматики в истории адыгов. В России творил Кази Атажукин, педагог, считавший себя последователем Константина Ушинского. В России он создал кабардинский алфавит и первый кабардинский букварь. В России писали черкесский писатель Магомет Дышеков и поэт Хусин Гашоков. Они остались в России, и остались адыгами, в то время как многие потомки мухаджиров забыли уже родной язык, и смутно помнят о своих обычаях. Во-вторых, Турция, агитируя горцев на мухаджирство, оказалась не в состоянии должным образом организовать приём переселенцев. Например, в карантинных лагерях не было налажено необходимое питание и размещение прибывших, которые находились долгое время в антисанитарных условиях. Доходило до того, что горцы, находясь в этих лагерях, и страдая от голода, продавали своих детей и жён. Турецкие капитаны, перевозившие мухаджиров в Турцию морем, набивали ими трюмы сверх всякой меры. Это часто приводило к смертям в пути от крушений и болезней. Словом, идиллический образ Турции, как спасителя мухаджиров, должен померкнуть. Принимая к себе кавказцев, турки преследовали свои цели, поселяя их на передовых рубежах противостояния со славянами и греками. Неутолённую злобу мухаджиров против христиан турки тоже умело использовали, натравливая тех на болгар, сербов и греков. У Достоевского в «Дневнике писателя» есть свидетельства приезда болгарских детишек в Россию, спасавшихся от турок. Среди приехавших была девочка, боявшаяся вида сырого мяса. Это случилось с ней после того, как на её глазах её родителей покрошили на куски турецкие ятаганы. В-третьих, когда мухаджирство приняло массовые масштабы (благодаря, прежде всего, турецкой агитации), российские власти попытались его приостановить. Ведь иначе необходимо было бы думать о заселении Кавказа, а где взять человеческие ресурсы? Кто-то из горцев всё равно уехал, а кто-то остался. И, потомки оставшихся живут на своей исторической родине по сей день. Так была ли роль Турции настолько положительной, а России – настолько отрицательной в вопросе мухаджирства? На фото: памятник мухаджирам на набережной Сухума. Автор - абхазский скульптор Геннадий Лакоба