Долги наши…
Борис Алексеев

Долги наши…

За двадцать лет новейшей истории кто только и как не трактует наши успехи и провалы. Причем, если для одних какой-то экономический показатель – безусловный плюс, то для других – явный минус. Кто говорит о возрождении, а кто – о последних днях, за которыми – бездна. Инфляция, ее замедление, рост… повышение пенсий и зарплат бюджетникам – все это различные экономисты политики трактуют в соответствии со своими партийными программами и политическими пристрастиями. И лишь, пожалуй, один показатель не вызывает больших споров. Это – размер государственного долга России. Власть вполне заслуженно записывает себе в актив, оппозиция если и не критикует, поскольку не за что, то старается про это напрочь забыть. Итак, прошли те времена, когда Россия была вся в долгах, как в шелках… Когда получение очередного транша от МВФ или Парижского клуба считалось большим экономическим успехом… Сейчас, как утверждают власти, ситуация с государственным долгом в стране стабильная. РИА Новости публикует обзор экспертов «РИА-Аналитика», посвященный государственному заимствованию в мире. В качестве базового показателя использовалось значение объема долга, приходящегося на одного жителя. Отмечается, что напрямую, конечно, житель той или иной страны по госдолгу никому не должен, но при возникновении форс-мажорных обстоятельств, как например, в случае с Грецией, очень многие почувствуют наличие долгов государства: начинаются сокращения бюджетных зарплат, рост налогов, сворачивание социальных программ и так далее. Лидирует по этому показателю Япония. В Стране восходящего солнца на каждого японца по итогам 2011 года приходится по $105,5 тыс. госдолга. Всего госдолг Японии составляет порядка $13,5 трлн – это ненамного меньше, чем в Соединенных Штатах. В обзоре отмечается, что Япония может служить иллюстрацией того, как большой государственный долг для страны не является однозначным свидетельством проблем. Очень многое здесь зависит от способности экономики государства по этим самым долгам платить, а также от возможностей привлекать новые кредиты. Кроме того, на мировом уровне работает принцип «too big to fall» (слишком большой, чтобы упасть), когда способность платить по долгам в большей степени проблема кредиторов, а не должников. Похожая ситуация наблюдается и в США – третьей страна мира по величине госдолга – на втором находится небольшая Ирландия. На одного американца приходится $49,8 тыс. госдолга страны. Это достаточно большая цифра, она довольно успешно продолжает расти год от года. В США за счет увеличения госдолга финансируются новые программы и решения, в том числе и для получения поддержки избирателей. Как раз в США проблема госдолга далека от идиллической. Хотя увеличение долга может быть бесконечным, отмечают аналитики, это совершенно не отменяет того факта, что все большие и большие обязательства перекладываются на плечи будущих поколений. Или на плечи будущих политиков и руководителей… Россия в этом списке занимает вполне комфортное 99-е место, на конец 2011 года на каждого из нас приходится $1247 государственного долга. Уровень госдолга в России невысок, и в данном случае это связано с тем, что государство не испытывает большой необходимости в привлечении денежных ресурсов под проценты. Особенно, пока сохраняются высокие цены на нефть. В обзоре отмечается, что возможности для роста долговой нагрузки в России есть, однако пока «улучшать» позиции в рейтинге особой целесообразности нет. Российский госдолг не самый дешевый в обслуживании, а инструментов для финансирования государственных программ в целом хватает. Впрочем, объективные предпосылки для возможно увеличения госдолга есть. Связаны они с большим количеством масштабных задач, стоящих перед государством, для решения которых, вполне возможно, придется занимать. Кстати, отсутствие госдолга тоже не означает наступления рая в отдельно взятом государстве. Так, например, трудно считать райскими условия жизни на Мадагаскаре с госдолгом в $1 на человека, Либерии ($41) и Демократическая Республика Конго ($69). Здесь низкий госдолг говорит лишь о незначительных ресурсах государства, которые не позволяют обслуживать больший долг и привлекать заемные средства. Проще говоря, кто ж им в долг-то даст?