Бенефис шизоантисоветизма-2
Максим Купинов

Бенефис шизоантисоветизма-2

Статья «Бенефис шизоантисоветизма», в которой речь идет об одном из наиболее забавных «исторических» откровений Николая Сванидзе, вызвала оживленный обмен мнениями в блогосфере. Иногда встречается точка зрения «ну, оговорился, с кем не бывает». Трудно согласиться с такой оценкой. Нелегко задать упоительный своей глупостью вопрос: «А кто Гитлера пустил до Урала – Пушкин или Сталин»? Это не всякий клоун сможет. А ведь Николай Сванидзе обессмертил свое имя не менее идиотским вопросом: «А если бы Япония осенью 41-го напала не на Штаты, а на нас, как того требовал Гитлер и диктовала стратегическая логика, и как минимум связала бы наши дальневосточные дивизии, не позволив им придти на защиту Москвы?» (см. Николай Сванидзе. Прощание). Откуда же Николаю Сванидзе знать о том, что Япония вовсе не нападала на Штаты осенью 1941 года? Она это в реальности проделала 7 декабря 1941 года. Японии еще повезло, что Сванидзе не заставил ее на Штаты летом 1941 или весной 1940 года нападать. Он и не на такое способен. «Оговаривается» и «описывается» Николай Сванидзе настолько систематически, что поневоле возникает вопрос о том, как это феноменально дремучее и удивительно невежественное существо обзавелось аттестатом о среднем образовании и дипломом об окончании истфака МГУ? Очень Николай Сванидзе любит рассказывать о том, что у него дедушка якобы министром был в эпоху, когда никаких министров СССР просто не было. Вот что он, например, журналу «Огонек» поведал: «У деда не сложились отношения с Берия. Когда Берия стал большим начальником в Закавказье, деда перевели на Украину, министром. Его прикрывал Орджоникидзе». Откуда же Николаю Карловичу Сванидзе знать, что в тридцатые годы в СССР не министры были, а наркомы, народные комиссары? Был в свое время замечательный анекдот: «Это не баран, это магарыч профессорам. Баран в университете учится» . Уже выучился.... Чтобы избежать обвинений в идеологической предвзятости, ознакомимся с тем, что поведал Николай Карлович Сванидзе на радио «Свобода» (Какую историю показывает телевидение? Беседа с Николаем Сванидзе. Автор и ведущая Анна Качкаева): «Я уже говорил, историк не бывает отстраненным. Даже, когда историк занимается Иваном Грозным, он все равно не может быть отстранен, хотя Иван Грозный жил 500 лет назад. Если ты чем-то интересуешься, ты не можешь быть отстраненным. Иначе – меняй профессию» (Цитируется по сайту «Свободы»). Если Николай Карлович Сванидзе утверждает, что Иван Грозный жил 500 лет назад – значит, это ахинея. Что делал Иван Грозный 500 лет назад? А ничего он делать не мог. Не было его на свете. Родился-то Иоанн Васильевич Грозный в 1530 году. «Какие 500 лет, пес смердящий?» - грозно спросил бы Сванидзе Грозный в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Почему бы «Свободе» не подготовить программу «Что делал неродившийся еще Иван Грозный 500 лет назад в бреду сына папы Карла? Требовал освобождения Михаила Ходорковского» . Потом можно заняться темой: «Сколько лапши помещается на ушах постоянного слушателя «Свободы» и почему его так легко обманывать?». С одной из жен Ивана Грозного Сванидзе «разобрался» не менее оригинально, чем с ее мужем. Опять-таки воспользуемся сайтом издания, которое не заподозришь в идеологической предвзятости к Сванидзе. Вот как написал журналист Олег Лубан (МК в Кабардино-Балкарии Нальчик) в материале «Кто у нас ведёт «Уроки истории?» : «Любил я раньше радиоканал «Маяк»…. И вот как-то довелось услышать (пока чай на кухне наливал) фрагмент передачи Дмитрия Глуховского и Кати Гордон под рубрикой «Урок истории». Это было еще до того, как Катя Гордон в прямом эфире с Ксюшей Собчак (нашим новоявленным политиком) поругалась, и ее с «Маяка» убрали. В гостях был Николай Сванидзе, который себя позиционирует в последнее время даже не столько журналистом, сколько историком. Передача была посвящена Ивану Грозному и особенностям его непростого нрава. Людей в то время публично казнили и пытали, в котлах живьем варили (Катя Гордон не преминула спросить, хорошо ли проваривались). Характер у Иоанна IV и впрямь был не подарок. Но тут Сванидзе перешел к его женам, и я задержался на кухне, услышав, что он рассказывает о Марии Темрюковне, второй жене Иоанна Васильевича. Сванидзе поведал радиослушателям, что Мария ТемрюкОвна (именно так, с ударением на третьем слоге) была дочерью черкесского князя Темрюка и «день бракосочетания ее с Иваном Грозным до сих пор в Кабардино-Черкесии» (цитирую дословно) отмечается как праздник. Любопытно, что историк и журналист, к тому же человек с кавказскими корнями, не знает, что нет такой республики – Кабардино-Черкесии. И что не день бракосочетания Марии Темрюковны и Ивана Грозного отмечают в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а сам факт добровольного вхождения Кабарды и Черкесии в состав Российского государства. Катя Гордон тогда, кстати, поинтересовалась дальнейшей судьбой Марии Темрюковны. Николай Сванидзе бодро, «со знанием дела» ответил: «В монастырь, в монастырь!». Как известно, Мария Темрюковна умерла в молодом возрасте при невыясненных обстоятельствах. Сам Иван Грозный подозревал, что ее отравили бояре из его ближнего окружения. Но в монастырь ее уж точно не ссылали. Так нужны ли такие «уроки истории» на общероссийском радиоканале? После того как Николай Сванидзе посетил не так давно Нальчик и даже в нашем университете выступал, может, он теперь и знает, как правильно называется республика. Не уверен, правда, что ему рассказали, что Мария Темрюковна свои последние дни не в монастыре провела. Кто-то, может, и скажет, что это мелочь – ну, запамятовал человек, с кем не бывает? Но ведь он, наверное, еще и готовился к той программе с таким педагогическим названием, обдумывал, что говорить будет. Вот с тех пор я как-то скептически стал относиться к глубоким познаниям Николая Сванидзе об истории России». С таким мнением нельзя не согласиться. Кабардино-Черкесия – это республика, граничащая сверху с Кондуито–Швамбранией и снизу с Западным берегом реки Лимпопо. Столица – город Кащенкосербск. А ведь Николай Сванидзе у нас не только «историк», он еще и Председатель (!) комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты России. Вот это уже не смешно, это страшно… Так что теперь легко можно понять загадочную историю, приключившуюся с Гитлером на Урале. Дорожку ему туда показал вовсе не Пушкин, а призрак Марии Темрюковны, обиженной тем, что Николай Сванидзе с ней проделал. Шел Гитлер на Урал прямиком через «Кабардино-Черкесию». А, прорвавшись на Урал, фюрер, узнав о том, что Япония «осенью 41-го напала на Штаты», сильно осерчал на слишком торопливых союзников. Есть пока неподтвержденная документально гипотеза о том, что 30 апреля 1945 года Гитлер напоследок сказал генералам: «Ах, если бы в Кремле и в штабах советских фронтов люди с уровнем умственного развития Николая Сванидзе сидели! Если бы Сталин и Жуков хоть немного на него походили, путали все на свете. Я бы осенью 41-го года не то что на Урал, я бы наверняка к Владивостоку прорвался». …Мечты фюрера и словесный бред Сванидзе. Не правда ли, много общего?